Материалы » Отклоняющееся поведение детей и молодежи - причины и пути преодоления » Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении

Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении

Профилактика отклоняющегося поведения детей и подростков требует их психологической иммунизации, т.е. обучения психологическим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми. Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения. Развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. Для того, чтобы подросток умел делать здоровый выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью и конфликтами; научить неагрессивным способам реагирования на критику, самозащиты, сопротивления давлению со стороны других людей, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально-позитивными способами.

Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

1) Успешности учебной деятельности - неуспешность детей и подростков в учебной деятельности была и остается в числе существенных предпосылок для развития девиации. Естественно, что неуспевающий ученик, работая медленно и не всегда верно, получает больше замечаний, отрицательных оценок и наказаний, и его постоянными спутника становятся тревожность, ориентация на неуспех. Нередко одноклассники начинают негативно оценивать не только учебные успехи ребенка, но даже его характер и внешний вид, в классе постепенно формируется пренебрежительное отношение к нему, школьные проблемы получают негативный резонанс в семье. На фоне трудностей в обучении, испытываемых неуспешными в учебной деятельности детьми, возникают вторичные поведенческие и личностные отклонения. Постоянные негативные переживания, заниженная самооценка, чувство страха и напряжение парализуют познавательную активность учащегося, приводят к агрессии, направленной на окружающих и на самого себя, или к депрессивным расстройствам: снижению общего настроения, замкнутости и апатии. Сферу самоутверждения ребенок начинает искать вне школы и дома, в асоциальной среде, а иногда в так называемом детском бизнесе. Так формируется замкнутый круг неуспехов, отрицательного отношения к себе и окружающим, приводящий к неврозам, нарушениям поведения и даже попыткам суицида. Если такая ситуация сохраняется длительное время, это может способствовать искаженному формированию личности - делинквентности.

Т.о., первоочередным условием предупреждения отклоняющегося поведения должно стать решение проблем школьной неуспешности, приводящих к различным формам социальной дезадаптации. Для этого, с одной стороны, необходима большая работа над содержанием учебных программ, вариативных форм обучения для того, чтобы обеспечить каждому ученику возможность реализовать свои потенциальные возможности и индивидуальные особенности. С другой стороны, для того, чтобы найти подход к каждому ребенку, каким бы «проблемным» он ни казался, необходимо понимать причины его дезадаптации, нарушения у него учебной деятельности и поведения.

2) Эмоционально положительной системы взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями).

3) Психологической и социальной защищенности. Это включает в себя:

Ø знание учащимися своих прав и обязанностей;

Ø соблюдение прав учащихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение;

Ø психологическое и социальное равенство учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию их по любому признаку.

В совокупности оказываемая подросткам помощь при соблюдении названных выше требований и условий позволяет обеспечить равномерное гармоничное развитие личности, с учетом индивидуальных темпов и вариантов личностного развития.


Индивидуальная психология А. Адлера
Альфред Адлер (1870—1937), венский врач-психиатр, в первый период своей деятельности активно воспринял учение 3. Фрейда и стал одним из основателей, а затем президентом Венского психоаналитического общества. В течение всей жизни А. Адлер много и успешно занимался психотерапевтической практикой. Он поновому увидел причины психологических ...

Теоретические основы понятия «установка». Понятие «установка»
Установка личности – это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление. Моторная установка организма, которую обычно прежде всего имеют в виду, говоря об установке, – это рабочая поза ...

Результаты исследования морального самосознания подростков с учетом возрастной динамики
В группе мальчиков четырнадцатилетнего возраста были выделены два наиболее информативных фактора (см. прил. 4): двухфакторная структура, объясняющая 40,83% общей дисперсии. Первый фактор «Стремление к оказанию помощи и поддержки другим – склонность к разрушающему собственное здоровье поведению» у данной группы объясняет 27,74% дисперсии ...