Материалы » Девиантное поведение » Делинквентное поведение

Делинквентное поведение
Страница 1

Нарушения социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадаю­щие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению. Алкоголизм - типичный вид девиантного поведения. Алкоголик - не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально выполнять социальные роли. Наркоман - преступник, так как упот­ребление наркотиков квалифицируется законом как пре­ступное деяние. Самоубийство, т. е. свободное и намеренное прекращение своей жизни, - девиация. Но убийство дру­гого человека - преступление. К преступлениям относятся мошенничество, хищения, из­готовление фальшивых документов, взятки, промышленный шпионаж, вандализм, воровство, взлом, автокражи, поджо­ги, проституция, азартные игры и другие разновидности про­тивоправных действий.

Девиантное и делинквентное поведение можно различить следующим образом. Первое относительно, а второе абсо­лютно. То, что для одного человека или группы - отклоне­ние, для другого или других может быть привычкой. Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение пред­ставителей других классов, особенно низших -отклонени­ем. Поведение считается таковым относительно культурных норм данной группы. Но делинквентное поведение абсолют­но отношению к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может считаться нормальным видом заработка или способом установления со­циальной справедливости. Но это не отклонение, а преступ­ление, поскольку существует абсолютная норма - юриди­ческий закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.

Районы города, где чаще других происходят преступления, называют криминогенными, а категории населения, которые более других склонны совершать девиантные, или делинквентные поступки, группами риска. К ним относит­ся, в частности, молодежь. Источником такой склонности служит расхождение между степенью биологической и со­циальной зрелости, между требованиями, предъявляемыми подростком к самому себе, и требованиями, предъявляемы­ми к нему обществом. В силу физиологических особеннос­тей формирующегося организма подросток отличается по­вышенной активностью, но вследствие социальной незрело­сти он еще не готов к самоконтролю. Он не умеет прогнозировать все последствия своих поступков, неправильно понимает свободу и зависимость личности от общества. Социологи, установили, что человек тем больше усваивает образцы деви­антного поведения, чем а) чаще с ними сталкивается, б) мо­ложе его возраст.

Остановимся на основных видах делинквентного поведе­ния среди молодежи.

Преступность. Социология рассматривает преступность в качестве социального явления, которое носит деструктив­ный для общества характер. Ее можно определить как от­носительно устойчивую распространенную форму девиант­ного поведения, достигшую степени общественной опасности и определяемую уголовным законодательством. Понятие преступности среди несовершеннолетних и молодежи связа­но с возрастными группами от 14 до 29 лет, хотя ряд тен­денций имеет место и в младших возрастных группах (более 90 тыс. детей в России ежегодно совершают преступле­ния до достижения возраста уголовной ответственности).

Назовем специфические черты преступности несовершенно­летних и молодежи.

●Высокая латентность преступности среди молодежи и несовершеннолетних (т. е. неполнота выявленных преступлений). Из-за неё фактический уровень преступности в 2-3 раза выше, чем зарегистрированный. Латентность связана со следующими факторами:

а) взрослые потерпевшие не всегда обращаются в пра­воохранительные органы;

б) значительная часть преступлений совершается в сво­ей же среде, взаимоотношения в которой специфичны и в ряде случаев исключают сообщение родителям, учителям, работникам милиции;

в) у правоохранительных органов в настоящее время не­достаточно сил и средств, и поэтому они стремятся сосредо­точить их на борьбе с тяжкими преступлениями, в то время как заявления о менее тяжких преступлениях (а это 4/5 всех преступлений несовершеннолетних, т. е. кражи, хулиганство, грабежи) часто остаются без регистрации и меры по ним не принимаются.

●Повышенная кри­минальная активность несовершеннолетних. Уровень преступности среди подростков в 1,5 раза превы­шает аналогичный показатель среди других молодежных групп.

●Преступность несовершеннолетних носит пре­имущественно групповой характер — три из пяти соверша­емых преступлений.

Страницы: 1 2 3


Возрастные стадии психического развития человека с позиции А.Н. Леонтьева
Существует весьма большое количество подходов к проблеме развития психики человека. А.Н.Леонтьев выделяет семь стадий развития психики человека: новорожденность и младенчество (ранний младенческий возраст и поздний младенческий возраст), ранний возраст (преддошкольный возраст), дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый ...

Использование игротерапии для развитий межличностных отношений у детей старшего подросткового возраста.
В основу формирующего этапа опытно-экспериментальной работы положена система коррекционных игр-упражнений, разработанная Е.А. Левановой, М.Р. Битяновой и адаптированная нами к педагогическому процессу группы. Нами была составлена коррекционная программа, направленная на детей старшего подросткового возраста, обучающихся в средней общеоб ...

Формальный конфликт (модель № 10)
Взаимодействие людей организованно не только содержательно-деятельным, но и формально-нормативным образом, т.е. через правовые, но и этические, психологические, технологические и иные. Различного рода проблемы, связанные с соблюдением норм, их соответствием друг другом, самой жизни и становятся причинами конфликтов. Развитие формально-н ...