Материалы » Девиантное поведение » Делинквентное поведение

Делинквентное поведение
Страница 2

●Преступность несовершеннолетних и моло­дежи в значительно большей степени, чем преступность взрослых, «чувствительна» к мерам борьбы с ней, к уров­ню контроля со стороны семьи, воспитательных учрежде­ний, социальных служб, общественности, тем более, что до 80% преступлений совершается вблизи места жительства, учебы, в том числе и непосредственно в учебных заведени­ях и общежитиях. Около половины преступлений несовер­шеннолетних совершается из-за отсутствия родительского контроля.

Можно выделить некоторые тенденции преступности не­совершеннолетних и молодежи в России.

1.Процесс омоложения преступности обусловлен, как правило, вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность путем передачи криминального опыта и подстрекательства уголовными элементами.

2.Все больше молодых людей вовлекаются в сферу орга­низованной преступности. Это создание группировок для контроля над определенной территорией или видом деятельности с целью получения прибыли в виде преступного про­мысла (рэкет, проституция, торговля, наркотиками и т. д.).

3.Рост рецидива. В последние годы он составляет более 40%.

4.Феминизация молодежной преступности. Только за 1987—1992 гг. преступность девушек возросла в 2 раза и составляет 2:8 по отношению к мужской (раньше она составляла 1:10). Это кражи, соучастие в мошенничестве, вымога­тельстве, убийствах и, даже изнасилованиях.

В целом, молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет совер­шают 57% всех зарегистрированных преступлений.

Причины преступности. Помимо общих причин делинквентного поведения можно выделить и специфические причины преступности несовершеннолетних и молодежи.

В30—40% случаев преступлений несовершеннолетних установлено прямое отрицательное влияние родителей и старших членов семьи (пьянство, грубость, жестокость, асоциальный образ жизни). Типичными для родителей несовершеннолетних преступников являются: низкая культура, престижно-потребительские установки.

Также преступность среди молодежи стимулируют отрицательные влияния в ближайшем окружении: бытовом, учебном, производственном, как со стороны сверстников, так и взрослых; проникновение в молодежную среду стереотипов по­ведения, несовместимых с общественными ценностями (про­паганда наркотиков, культа силы, половой распущенности); рост криминогенного значения неумения или нежелания педагогов формировать позитивные идеалы у учащихся в условиях плюрализма мнений, давления демагогии, экст­ремизма; распад системы трудоустройства подростков и воспитания их в трудовых коллективах, и как следствие - длитель­ное отсутствие определенных занятий у молодежи.

Эти обстоятельства и формируют криминогенную лич­ность, для которой характерны утрата интереса к учебе, узкоутилитарное отношение к профессии, равнодушие к про­блемам общества, существенные искажения нравственного и правового сознания, в частности, толкование долга, сове­сти, дозволенности, исходя из личных желаний или группо­вой солидарности, ориентацию на сиюминутные удоволь­ствия, равнодушие к переживаниям и страданиям других людей, жестокость, лживость, несамокритичность. Сформированный криминогенный тип личности уже готов к совер­шению преступления, и в соответствующей ситуации такой человек, не задумываясь, совершает его.

В современную эпоху острых социальных потрясений не­гативные отклонения, в том числе преступления, получают все большее распространение. По данным VII Конгресса ООН (1985), преступность в развитых западных странах в 80-е годы по сравнению с 70-ми существенно возросла: чис­ло насильственных преступлений увеличилось 2 раза, коры­стных — в 3 раза. Алкоголизм охватил до 10% работающих. Появились или получили распространение новые, особенно опасные, формы преступности, в том числе преступность в бизнесе на внутригосударственном и международных уров­нях (преступность транснациональных монополий), коррупция служащих, хищение произведений искусства, преступ­ность, связанная с наркотиками, международный терроризм, преступления против потребителя(фальсификация продуктов), экологические преступления, экономический шантаж и др.

Изменились и формы преступлений, и типы негативных отклонений в нашей стране. Развитие частного предприни­мательства, кооперации вызвали к жизни такую форму по­сягательства, как рэкет. Получили развитие организован­ная преступность, детская преступность, проституция.

Исследователи современных процессов обращают внима­ние на то, что делинквентное (и девиантное) поведение закономерно возникает в обществах, переживающих трансформацию. Более того, в условиях всестороннего кризиса общества оно может при­обретать тотальный характер. На фоне усиления кризисных явлений нарастает неудовлетворенность своим положением. Массовое чувство социальной неудовлетворенности, невост­ребованности приводит к отчуждению от общества, к нара­станию тревожности. Одним из последствий социальной не­удовлетворенности является нарастание пессимистических настроений, и даже появление деморализованности населе­ния (упадок духа, растерянность). По данным социологов, та или иная степень деморализо­ванности характерна для 85% населения. Типичными реакциями на аномию становится безразличие к средствам достижения цели, цинизм, экстремизм.

Страницы: 1 2 3


Ньютоно-картезианское заклятие механистической науки
В течение последних трех столетий в западной науке господствовала ньютоно-картезианская парадигма - система мышления, основанная на трудах британского естествоиспытателя Исаака Ньютона и французского философа Рене Декарта. Используя эту модель, физика добилась удивительного прогресса и завоевала себе солидную репутацию среди всех прочих ...

Методика изучения самооценки личности
В данном исследовании изучались три характеристики самооценки: - уровень ее выраженности частных и общих самооценок; - степень адекватности частных и общих самооценок; - уровень дифференцированности общей самооценки. Для изучения уровня самооценки была использована модифицирован­ный вариант методики Т.В. Дембо - Рубинштейн (Ратанова ...

Психологическое совершенствование - условие профессионального и личностного роста специалиста. Изучение психологии и педагогики как фактор развития профессионализма субъекта труда
Специалист, достигший ступени своей зрелости и определенного уровня развития как индивид, личность и субъект общественного труда, развивается на основе гармоничной интеграции таких его ведущих сторон, как профессиональная деятельность, личностное развитие, повседневные отношения, в которых субъект труда продуктивно задействует свой твор ...