Материалы » Психология ребенка » История исследования личности

История исследования личности
Страница 1

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых как А.Ф. Лазурский, Т. Оляпорт, Р. Кеттел и другие. Однако теоре­тические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно вы­делить по меньшей мере 3 периода: Философно-литературный, клиничес­кий и собственно экспериментальный.

Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала ХХ в.

В первые десятилетия XIX в. наряду с философами и писателями пробле­мами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они пер­выми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. При этом делались не только про­фессиональные заключения, связанные с диалектикой и лечением душев­ных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период и получил название клинический. Вплоть до нача­ла XX в.

Философско-литературный и клинический подходы к личности были един­ственными попытками проникновения в ее сущность. В первые десятилетия текущего столетия изучением личности стали заниматься и профессиональ­ные психологи, которые до этого времени обращали внимание на иссле­дование познавательных процессов и состояний человека.

Они попытались придать соответствующим исследованиям эксперименталь­ный характер, введя в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов, на основе которых затем можно было бы строить экспериментально про­веренные, а не умозрительные теории личности. Важной задачей экспериментального периода в измерении личности стала разработка надежных и тестовых методов оценивания нормальной личности.[30, с.125]

Основными проблемами психологии личности в философско-литературной период ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной при­роде человека, о его поступках и поведении.

Они включали в себя все то, что есть в человеке и это он может наз­вать своим личным: психологию, имущество, поведение, культуру. Такое понимание личности от части сохранилось и до сих пор. Если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все то, что сделано человеком, принадлежит ему, касается его. В художественном творчест­ве, философии и других социальных науках понимание личности вполне оправдано. В клинический период изучения личности представление о ней как об особом феномене было по сравнению с философно-литературным периодом. В центре внимания психиатров оказались особен­ности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть у всех здо­ровых людей. Это относится к экстраверсии и интроверсии, тревож­ности криедности, заторможенности и возбудимости.

Определения личности врачами-психиатрами были даны в терминах та­ких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую и акцентуированную личность. Такое определение са­мо по себе было правильным для решения психотерапевтических задач. В том, что такое определение для целостного описания психологи нормальной личности являлось слишком узким. В него не входили такие качества личности, которые при любых условиях всегда положительны, "нормальны". Это, например, способности, порядочность, совесть, чест­ность и ряд других личностных свойств. Экспериментальный период в исследованиях личности начался в тот момент, когда в изучении основных познавательных процессов уже были достигнуты существен­ные успехи. Он совпал по времени с общим признаком психологической науки, одной из причин которого явилась несостоятельность психологии, того времени в объяснении целостных поведенческих актов. Господствовавший в нем атомистический подход требовал разложения психологии человека на отдельные процессы и состояния. В конце концов, он привел к тому, что человек оказался предоставленным со­вокупностью отдельных психических функций, из суммы которых труд­но было сложить его личность и понять более или менее комплексные формы его социального поведения. В то время уже широко применялись эксперименты и аппарат математической статистики. Новая область знаний - психология личность - в этих условиях не могла строиться на старой, умозрительной основе или на базе непроверенных, собран­ных в клинике единичных данных. Нужны были, во-первых, решительный поворот от больной личности к здоровой, во-вторых, новые, более точные и надежные методы ее исследования, в-третьих научный экспе­римент, отвечающий требованиям, принятым при изучении ощущений, восприятия, памяти и мышления. Экспериментальные исследования лич­ности в России были начаты А.Ф.Лазурским, а за рубежом - Г.Айзенком и Р.Коттелом А.Ф.Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру про­ведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Г. Олепорт заложил основы новой теории личности, получившей название "теория черт", а К.Кеттел, воспользовавшись методом Г.Айденко, придал исследованиям личности, проводимым в рамках те­ории черт, экспериментальный характер. Он ввел процедуру экспери­ментального исследования личности метод факторного анализа выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт лич­ности. Он же заложил основы современной текстологии личности разра­ботав один из первых личностных тестов, названный его именем(1в фак­торный тест Коттело).

Страницы: 1 2 3 4


Результаты исследования
Таблицы результатов и диаграммы см. в приложении 4. По тесту «Самооценка» мы получили следующий результат: а) Низкий уровень – 13% б) Ниже среднего – 0% в) Средний уровень – 15% г) Выше среднего – 22% д) Высокий уровень – 15% е) Неадекватно высокая – 35% По тесту Тимоти Лиримы определили причины личностных и межличностных конфли ...

Самоактуализация
По Гольдштейну, это – основной мотив; в сущности – это единственный мотив организма. То, что выглядит как различные влечения – голод, секс, власть, достижения, любопытство – лишь проявление главной силы жизни, – само-актуализации. Когда люди голодны, они актуализируются посредством еды; если они жаждут власти, они актуализируются, обрет ...

Проблемы психологии искусства в школе С.Л. Рубинштейна
Проблема психологии искусства, представляясь одной из самых привлекательных, вместе с тем является мало разработанной областью психологии, насчитывающей небольшое число серьезных глубоких исследований (Выготский, 1986; Дорфман, 1997; Тарасов, 1979). На наш взгляд, причины этого кроются не в особенностях ее собственно методологической по ...