Материалы » Психология ребенка » История исследования личности

История исследования личности
Страница 3

Личность человека является не врожденным качеством, она формиру­ется в процессе общения с окружающими, т.е. "личность - это модель повторяющихся межличностных, интерперсональных отношений. В своем в своем развитии ребенок проходит несколько этапов - от младенчества до юношества, и на каждом этапе формируется определенная модель. В детстве это модель формируется на основе совместной игры. Ребенок не рожден с определенным: социальным чувством оно формируется и раз­вивается в связи со стремлением человека к разрядке напряжения, соз­даваемого его потребностями. Салливен считал главными, ведущими пот­ребностями являются:

- потребность в нежности;

- потребность в избежании тревоги.

Потребность в избежании тревоги становится, ведущей для личности и определяет формирование "Я - системе, Салливен выделяет три ее струк­туры - хорошее я, плохое Я и не - Я. Стремление к пергонификации себя, как хорошего я и избежание мнений о себе как о плохом Я являются наиболее встеными для развития личности. Теория Салливена яви­лась одной из первых попыток соединить различные подходы к понима­нию закономерностей развития личности. Норвежский психоаналитик Эрик Эриксон и его концепция Это - психоло­гия, согласно которой, главной частью структуры личности является не бессознательное, а ее осознаваемая часть, его, которая стремит­ся к сохранению своей цельности и индивидуальности. Психическая жизнь людей почти зеркально отражает исторические собы­тия и их личностные кризисы соответствуют социальным кризисам и ха­рактеризуются структурой. [4, с.25]

Анализируя развитие личности, можно реконструировать развитие исто­рии. Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, а не только первые шесть лет. Влияет на этот процесс общество в це­лом. Он выделил восемь основных этапов развития, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой и каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек.

№ п/п

СТАДИИ

Содержание

1

до 1 года

Развитие детерминируется в основном близкими людь­ми и, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, открытости или настороженности

2

от 1 года до 3-х лет.

Развивается чувство автономности или чувство зависимости от окружающих

3

От 3-х до шести лет.

Развивается чувство инициативы, протекает процесс социализации ребенка.

4

от шести до четырнадцати

Развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности, оценка успехов в учебе.

5

от четырнадцати до двадцати

Формирование чувства ролевой инициативы или неопределенности. Главным является выбор профессии.

6

От двадцати до тридцати пяти

Развитие близких, интимных отношений с окружающими, с противоположным полом.

7

от 35 до 65 лет

Стремление человека либо к постоянному развитию, творчеству, либо к покою и стабильности.

8

От 65 лет и старше

Человек пересматривает свою жизнь, подводя итоги прожитым годам. Возникает чувство удовлетворения, целостности или чувства отчаяния.

Немецкий психолог Вильям Штерн он выработал теорию персонализма. Наибольший интерес у него вызвали исследования психического разви­тия детей.

Страницы: 1 2 3 4


Провоцирующие факторы
К сожалению, число факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения, с каждым годом увеличивается. Соответственно, растет и количество детей и подростков девиантного поведения. Л.С.Выготский для определения «трудного» ребенка использовал термин «уклонение развития», и определял природу «уклонения» поведения и развития фак ...

Эксперименты известных психологов, давшие толчок развитию детской психологии
Величайший вклад в развитие детской психологии внес известный русский психолог Лев Семенович Выготский. К своим исследованиям ментального развития детей Выготский подходил с философско-политической позиции теорий Карла Маркса о государстве и трудовых отношениях. Идея Маркса состояла в том, что если все будут работать сообща на благо общ ...

Научно-исследовательские подходы к классификации типов установок
А.Г. Асмолов предлагает следующие типы установок: смысловые, целевые, операциональные и психо-физиологические механизмы регуляции деятельности В.А. Ядов выделяет обобщенные, ситуативные и проективные установки. Таким образом, основанием для классификации становится уровень осознанности Как отдельный вид установок в соответствии со сте ...