Материалы » Психология ребенка » История исследования личности

История исследования личности
Страница 2

Из всех определений личности, предложенных в начале экспериментального периода разработки проблемы личности.

В конце 30-х годов нашего века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследования. В результате ко вто­рой половине нашего века сложилась много различных подходов и тео­рий личности. К типу психодинамических относятся теории, описываю­щие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологичес­ких, или внутренних, субъективных характеристик. Если воспользовать­ся для символического представления типов теорий формулой, предложенной К.Левином, это значит, что поведение здесь фактически выво­дится из внутренних психологических свойств Индивида как личности, объясняется на их основе.

Соцносинамическими называют теории в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существен­ного значения внутренним свойствам личности. Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимо­действия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

Экспериментальными называются теории личности, построенные на анали­зе и обобщении собранных опытным путем факторов. К не экспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечат­ления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту. К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.

Динамическими называют теории, основная тема которых - преобразование, изменение в развитии личности. Т. Оляпортом и Р. Кеттелом была на­чата разработка теории, получившей название теории черт. С помощью факторного анализа Р. Кеттелу удалось выявить шестнадцать различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характери­зующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментального выявленного набора черт Р. Кеттел построил упомянутой выше 1в - факторный личностный опросник. [1,с.68]

Крупные успехи новой биологии радикально меняли воззрения на все жизненные функции организма, в том числе психические. Глубокие преобразования испытывал категориальный аппарат психологии, а его основные блоки психический образ психическое действие, психи­ческое действие, психическое отношение, мотив, личность, появились различные шкалы, каждая из которых в центр всей системы категорий поставила одну из них - будь то образ или действие, мотив или лич­ность.

Альфред Адлер: стал основателем нового, социально-психологического направления. Его теория очень связана с психоанализом и представля­ет целостную систему развития личности. Чувство общности с людьми, стимулирующие социальные контакты и ориентиры на других людей - это главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека. Человек имеет внутреннюю природу, которая оказывает влияние на формирование его личности. Адлер считает важнейшей тенденцией в развитии личности, стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознать и развивать ее.

Теория личности Адлера является хорошо структурированной системой и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности. Эти основные положения:

1. Фиктивный финализм; 2. Стремление к превосходству; 3. чувство неполноценности и компенсации; 4. Общественный интерес (чувство общности); 5) Стиль жизни; 6) Творческое "Я".

Уровень человеческой общности определяется системой представлений о себе, о мире Человек сам является творцом своей личности. Развивая чувство общности определяя социальный стиль жизни, дает возможность ребенку создавать адекватную схему апперцепции. Одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизнен­ных невзгодах, преодолеть трудности, достичь совершенства в умении сотрудничать.

Американский психолог и психиатр Гарри Стэк Салливен (1892 - 1949) назвал свою теорию "интерперсональной" теорией психиатрии. В ее основе лежат три принципа:

- принципы коммунального (общественного) существования, принцип Функциональной активности и принципы организации. Салливен модифицирует и соединяет в своей концепции два направления - психоана­лиз и бихевиоризм.

Страницы: 1 2 3 4


Особенности развития морального самосознания в подростковом возрасте
Мораль — это «нравственные нормы поведения, отношения с людьми, а также сама нравственность» [24, с. 365]. Вообще в большинстве учений нравственность отождествляется с моралью. В зарубежной психологии морали вопрос о существовании «нравственной позиции человека» нравственного поступка, нравственного сознания и т.п. вообще не возникает: ...

Функции девиации
Девиантное поведение может также способствовать эффективному функционированию общества. Во-первых, девиации способны усиливать подчинение нормам (Социолог Э. Сагарин). Во-вторых, нормы не выражаются в твердых правилах или водах законов. Согласно положению Э. Дюркгейма, всякий раз, когда члены группы осуждают некий акт как отступление от ...

Развитие личности ребенка в старшем дошкольном возрасте.
Старший дошкольный возраст является дальнейшим продолжением сеизетивного периода в личностном развитии. Этот период благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений че­рез общение со взрослыми и сверстниками. Этот возраст приносит ре­бенку новые принципиальные достижения. У ребенка старшего дошколь­ного возраст ...