Понятие компетентность тесным образом связано с дефиницией «компетенция». Так словарь иностранных слов трактует понятие компетентность как «обладание компетенцией, обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо» (46, 241 с.).
Само же понятие «компетенция» (от лат. сompetentia – принадлежность по праву) в том же словаре определяется как:
1) «круг полномочий, какого-либо органа или должностного лица
2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом» (46, 241 с.).
Термин «компетентность» встречается и в смежных с психологией науках. Так в социологии
компетентность выступает как атрибут профессионализма. Компетентность определяется как наиболее доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, отношений, существующих в ней, возможных средств и способов достижения намеченных целей.
В психологии зарубежного менеджмента
впервые понятие профессиональной компетентности было сформулировано в рамках ситуационного подхода. Где организация понимается как открытая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с внешней средой, а сам процесс управления включает в себя четыре основных макроэтапа, первым из которых является формирование управленческой компетентности руководителя, т.е. его овладение средствами управления, которые доказали на практике свою эффективность.
Таким образом, компетентность руководителя с точки зрения ситуационного подхода – это сформированные умения и навыки управления.
Ж. Йеннекенс описывает понятие «компетентность» и понимает под ним «ответственность и права менеджера» (18, 18 с.). Таким образом, что они неразрывно связаны с задачами и целью деятельности. Где под ответственностью понимается: обязанность выполнять задачу как можно лучше и обязанность доложить о выполненном. Права подразумевают под собой право принимать решения об исполнении.
Следовательно, автор рассматривает понятие компетентности с точки зрения управления и главных механизмов его осуществления.
В отечественных работах по психологии менеджмента
компетентность понимают с одной стороны, как: «интегральное личностно-когнитивное качество руководителя, базирующееся на сформированности системы профессиональных знаний (экспертности) и умении их эффективно использовать» (21, 562 с.). С другой – как специальные способности, которые обеспечивают эффективную реализацию системы производственно-технических функций управления (таких как: функция оперативного управления, материально-технического обеспечения, инновационную функцию, маркетинговую функцию). Данные функции направлены непосредственно на производство, на создание его итогового продукта, и лежат в основе фундамента организации. Успешность всей деятельности зависит от выполнения данных функций. Важная особенность этих функций заключается в том, что при всей повторяемости, стандартизированности операций, их реализация осуществляется в постоянно меняющихся внешних и внутренних условиях. Степень развитости компетентности руководителя, с данной точки зрения, определяется его умением реализовывать оперативные функции управления.
Имплицитные и эксплицитные функции психики
Имплицидные функции отвечают за координацию деятельности психики, они вытекают из нервно-психической деятельности мозга, в процессе которой мозг с помощью органов чувств понимает воздействия внешнего мира и ассимилирует (преобразует) сведение о предметах взаимодействия. В тоже время мозг соотносит сведения о свойствах предмета к их поле ...
Специфика проявления агрессивного поведения в дошкольном возрасте
Агрессивность ребёнка достаточно неоднородна. С одной стороны, она может служить способами самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессия играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, познавать что-то новое, добиваться успеха.
Классифицировать проявле ...
Методика Басса – Дарки
Цель: диагностика состояния агрессии у подростков. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выдели следующие виды реакций: физическая агрессия; косвенная агрессия; раздражение; негативизм; обида; подозрительность; вербальная агрессия; чувство вины.
Вопросник состоит из 75 утвержден ...



Разделы