Материалы » Психологические особенности профессиональной компетентности муниципальных служащих » Теоретический анализ профессиональной компетентности муниципальных служащих. Анализ понятия «профессиональная компетентность» в психологической литературе

Теоретический анализ профессиональной компетентности муниципальных служащих. Анализ понятия «профессиональная компетентность» в психологической литературе
Страница 2

Веселков А.Ф. приводит следующие определения понятия «компетенция» отечественных и зарубежных авторов:

– это когнитивное умение эффективного решения проблем в данном классе профессиональных ситуаций

– это способность человека таким образом управлять своим поведением (своим свойством или необходимым комплексом свойств), чтобы отвечать профессиональным требованиям, разработанным в условиях конкретной организационной среды, с целью получения желаемых результатов – это характеристики, необходимые для успешной управленческой деятельности (8).

Анализируя данные определения, автор приходит к следующему заключению: «при подмене понятия «компетентность» на «базовое свойство» – смысл и стройность определения не меняется. Само понятие «компетенция» является следствием необходимости понизить недостижимую планку использования полных профессиограмм под профессию, до некоторого более ощутимого и определяемого, при этом, не сводя все к элементарным свойствам…» (8)

Таким образом, по мнению Веселкова А.Ф., компетенция по своей структуре и в смысле свойств человека состоит их мини комплекса личностных свойств субъекта, соответствующих его профессиональной деятельности.

В.Д. Орехов в понятие «компетентность» вкладывает «умение результативно реагировать на вызовы внешнего окружения и предвидеть их, а также уметь чувствовать стратегические цели компании, понимать интересы людей, уметь действовать в новых условиях самостоятельно…» (36, 48 с.). Автор определяет следующие составляющие понятия компетентность: творческий стиль мышления, умение критически осмысливать собственный опыт, и с честью выходить из непредвиденных ситуаций.

В теории менеджмента и управления постепенно понятие компетентности слилось с представлением о подготовленности профессионалов к управлению не только самой деятельностью, но и сложными системами, социальными отношениями, существующими в них.

Первое появление терминов «компетенция» и «компетентность» можно отметить в зарубежной литературе

. Так, Карл Роджерс прибегает к использованию термина «компетенция» при описании своей теории личности и поведения. В одном из своих высказываний К. Роджерс объясняет возможность понимания поведения человека, и одной из наиболее выгодных позиций является компетенция самого индивида, т.е. «внутренняя система ценностей индивида» (44, 453 с.). «Поведение – это реакция на поле в том виде, как оно воспринимается. Следовательно, поведение лучше всего можно понять путем максимально возможного проникновения во внутреннюю ценностную систему самой личности, а также путем максимального приближения к видению мира переживаний этой личности ее глазами» (44, 453 с.).

Таким образом, К. Роджерс определяет компетенцию как внутреннюю систему ценностей и внутренний мир переживаний личности.

Также понятие компетентности упоминается известным психологом Эриком Г. Эриксоном. Описывая восемь основных стадий развития человека, Э. Эриксон останавливается не только на основных кризисах, но и на появлении качественных новообразований. В рамках нашего исследования нас интересует «четвертая стадия развития возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы» (59, 14 с.), характеризуется наличием кризиса «трудолюбие против чувства неполноценности» (59, 362 с.) и, при благоприятном развитии, появлением таких новообразований как «система и компетентность» (59, 386 с.). Причем, понятие компетентности автором рассматривается с точки зрения законов орудийного мира общества. Эриксон пишет, что у ребенка развиваются «усердие, трудолюбие, – т.е. он приспосабливается к неорганическим законам орудийного мира. Он способен стать крайне прилежной и абсорбированной единицей произвольного труда» (59, 363 с.). Развитие компетентности ребенка проистекает параллельно с развитием трудолюбия, которое «влечет за собой выполнение работы рядом и вместе с другими, здесь появляется и развивается осознание технологического этноса культуры» (59, 365 с.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Анализ результатов исследования притязания и характеристик самоактуализации подростков
Первой задачей исследования является определение уровня притязаний. Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным. На уровень притязаний оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной ...

Мотивация молодежи к приобретению высшего образования. Понятие профессии и высшего образования
Для исследования мотивов выбора современной молодежью высшего образования необходимо разобраться с определениями таких терминов, как «профессия» и «высшее образование». Проанализируем определения профессии, данные в различных словарях. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова так трактует данное понятие: «Профессия – основной род з ...

Характеристика применяемых методов и методик
В соответствии с логикой исследования и с целью проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы и методики: 1) изучение и теоретический анализ научной литературы в области общей, возрастной, педагогической, психосемантики, реабилитационной педагогики, связанной с проблемой развития и становления морального самосознания подр ...