Материалы » Психологические особенности профессиональной компетентности муниципальных служащих » Теоретический анализ профессиональной компетентности муниципальных служащих. Анализ понятия «профессиональная компетентность» в психологической литературе

Теоретический анализ профессиональной компетентности муниципальных служащих. Анализ понятия «профессиональная компетентность» в психологической литературе
Страница 2

Веселков А.Ф. приводит следующие определения понятия «компетенция» отечественных и зарубежных авторов:

– это когнитивное умение эффективного решения проблем в данном классе профессиональных ситуаций

– это способность человека таким образом управлять своим поведением (своим свойством или необходимым комплексом свойств), чтобы отвечать профессиональным требованиям, разработанным в условиях конкретной организационной среды, с целью получения желаемых результатов – это характеристики, необходимые для успешной управленческой деятельности (8).

Анализируя данные определения, автор приходит к следующему заключению: «при подмене понятия «компетентность» на «базовое свойство» – смысл и стройность определения не меняется. Само понятие «компетенция» является следствием необходимости понизить недостижимую планку использования полных профессиограмм под профессию, до некоторого более ощутимого и определяемого, при этом, не сводя все к элементарным свойствам…» (8)

Таким образом, по мнению Веселкова А.Ф., компетенция по своей структуре и в смысле свойств человека состоит их мини комплекса личностных свойств субъекта, соответствующих его профессиональной деятельности.

В.Д. Орехов в понятие «компетентность» вкладывает «умение результативно реагировать на вызовы внешнего окружения и предвидеть их, а также уметь чувствовать стратегические цели компании, понимать интересы людей, уметь действовать в новых условиях самостоятельно…» (36, 48 с.). Автор определяет следующие составляющие понятия компетентность: творческий стиль мышления, умение критически осмысливать собственный опыт, и с честью выходить из непредвиденных ситуаций.

В теории менеджмента и управления постепенно понятие компетентности слилось с представлением о подготовленности профессионалов к управлению не только самой деятельностью, но и сложными системами, социальными отношениями, существующими в них.

Первое появление терминов «компетенция» и «компетентность» можно отметить в зарубежной литературе

. Так, Карл Роджерс прибегает к использованию термина «компетенция» при описании своей теории личности и поведения. В одном из своих высказываний К. Роджерс объясняет возможность понимания поведения человека, и одной из наиболее выгодных позиций является компетенция самого индивида, т.е. «внутренняя система ценностей индивида» (44, 453 с.). «Поведение – это реакция на поле в том виде, как оно воспринимается. Следовательно, поведение лучше всего можно понять путем максимально возможного проникновения во внутреннюю ценностную систему самой личности, а также путем максимального приближения к видению мира переживаний этой личности ее глазами» (44, 453 с.).

Таким образом, К. Роджерс определяет компетенцию как внутреннюю систему ценностей и внутренний мир переживаний личности.

Также понятие компетентности упоминается известным психологом Эриком Г. Эриксоном. Описывая восемь основных стадий развития человека, Э. Эриксон останавливается не только на основных кризисах, но и на появлении качественных новообразований. В рамках нашего исследования нас интересует «четвертая стадия развития возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы» (59, 14 с.), характеризуется наличием кризиса «трудолюбие против чувства неполноценности» (59, 362 с.) и, при благоприятном развитии, появлением таких новообразований как «система и компетентность» (59, 386 с.). Причем, понятие компетентности автором рассматривается с точки зрения законов орудийного мира общества. Эриксон пишет, что у ребенка развиваются «усердие, трудолюбие, – т.е. он приспосабливается к неорганическим законам орудийного мира. Он способен стать крайне прилежной и абсорбированной единицей произвольного труда» (59, 363 с.). Развитие компетентности ребенка проистекает параллельно с развитием трудолюбия, которое «влечет за собой выполнение работы рядом и вместе с другими, здесь появляется и развивается осознание технологического этноса культуры» (59, 365 с.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Аффективные функции
Аффект - быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и поведение человека. Если настроение это сравнительно спокойное эмоциональное состояние, то аффект это эмоциональный шквал, внезапно налетевший и разрушивший нормальное душевное состояние человека. Аффект может воз ...

­Восприятие и понимание людьми друг друга
В человеческих взаимоотношениях, в понимании того, как личность влияет на группу и группа на личность, важное значе­ние имеет восприятие и понимание людьми друг друга. Оно всегда присутствует при контактах людей и является для них столь же естественным, как и удовлетворение повседневных ор­ганических потребностей. Трудно придумать более ...

Выводы
Гипотеза подтвердилась. Существует взаимосвязь доминирующего стиля управления руководителя и социально-психологического климата в коллективе. На предприятии, где руководитель с демократическим стилем управления, присутствует благоприятный социально-психологический климат, который способствует доверию членов организации друг к другу, до ...