Материалы » Введение в психологию » Единство мира и проблема психики

Единство мира и проблема психики
Страница 1

С древних времен человек верил в феномен единства мира, в то, что многообразие, сложность и множественность мира, природной жизни предполагает или содержит в себе также и существенное единство, самотождественность мира, что мир имеет какой-то единый первоисточник, первичный источник энергии и материи. Но откуда у нас такая уверенность в единстве мира? Классический ответ на этот вопрос гласит следующее. Эта наша уверенность исходит из устройства нашего сознания, из его принципа самотождественности («Я» = «Я»). Условием существования нашего сознания является некоторое определенное устройство мира. Причем само сознание это мировое устройство как-то обозначает, «снимает» в себе и опирается на него. Если существует единство мира, то должна существовать и некая сущность, субстанция, которая это единство выполняет. Поэтому обычно вводились и существовали в человеческом сознании понятия, аналогичные мировой душе. Понятие (именно как понятие) мировой души для нас может обозначать довольно простую вещь. А именно тот факт, что мы всегда включены в какую-то глобальную связность мира, всегда существуем внутри глобальной цепи мировых событий. Иными словами, факт включенности в мировую связность, которая замыкается в какое-то единство (существующее и везде и нигде, точно так же, как и наша психика по отношению к нашему телу). Поэтому Гегель как начальное, наиболее абстрактное определение психики вообще вводит понятие всеобщей души или мировой души, которая, по сути дела, есть просто всеобщая сущность, субстанция, то есть первичное основание мира, из которого все исходит и куда все возвращается. В такой субстанции должна сниматься вся разобщенность и разнообразие природной жизни. Гегель любил повторять, что душа (как сущность природной жизни, ее субстанция) есть «имматериальность», то есть истина всякой материальности. Хотя, по тому же Гегелю, душа и тело неразличимы и тождественны, душа есть тело, а тело есть душа, в том смысле, что как органического тела не может быть без души (психики), так же и психики не может быть без тела. И живой организм, его единство мы должны понимать в связи с этим базовым единством мира. Психика, которая организует единство этого организма, должна обязательно содержать в себе, «снимать» определения природы, так что многообразие этих определений свертывается в единство. В этом смысле, психика есть микрокосмос, где макрокосмос сжимается, свертывается, собирается в своей самотождественности, таким образом теряя свою внеположностъ. То, что в природе самостоятельно, в психике сжимается до простых качеств, из которых сплетается психическое единство. Эти психические качества имеют, конечно, в природной жизни свои подобия, эквиваленты, но только существующие как разобщенные друг от друга. И в этом принципиальное отличие природных качеств от качеств психических. В таком случае говорят, что природа, природные качества удерживаются в психике идеально, психика, чтобы выполнять функции психики организма, органического тела должна в свернутом виде содержать в себе природу. Таким образом, психику следует понимать как виртуальное сжатие природы, психика — это такая сущность, где вне-положность и многообразие природы собирается к своему единству, собирается в целое организма. Но организм — это такое целое, которое включено в более широкое целое, из которого оно происходит, наш человеческий организм есть дитя природы, и обязательно удерживает в себе и интенсивно использует физические закономерности природы уже в силу того, что осуществляет себя, становится внутри них, т. е. организм существует только в природной среде, в процессе систематического обмена продуктами с природной средой и существует глубинная, фундаментальная связь нашего органического существования с природой. А функция психики и состоит, собственно, в отображении, удержании, воспроизведении и развитии этого единства всех существенных сил природы.

Страницы: 1 2 3


Глоссарий
№ п/п Новое понятие Содержание понятия 1 2 3 1 Коэффициент корреляции Пирсона Измеряет степень линейной зависимости между двумя интервальными переменными и предполагает, что две рассматриваемые переменные измерены, по крайней мере, в интервальной шкале. Она определяет степень, с которой значения двух перем ...

Анализ уровня контрольного исследования социально-психологической адаптированности по школе К. Роджерса и Р. Даймона
Цель: Проанализировать уровень социально–психологической адаптированности у подростков после коррекционно-развивающей программы. Дата проведения: 12.07.2005. Общий уровень социально-психологической адаптированности в группе, немного, ниже среднего -33,5%. Один учащийся (02)-10% имеет высокий уровень социально-психологической адаптирова ...

Рассмотрение проблемы детско-родительских отношений в психологической литературе. Семья и ее основные характеристики
Семья является важнейшим источником социального и экономического развития общества, она производит самое главное общественное богатство – человека. Самой важной функцией семьи является воспитание детей, семейное воспитание превышает по своей эмоциональности любое другое воспитание, т. к. его «проводником» является родительская любовь к ...