Материалы » Введение в психологию » Единство мира и проблема психики

Единство мира и проблема психики
Страница 1

С древних времен человек верил в феномен единства мира, в то, что многообразие, сложность и множественность мира, природной жизни предполагает или содержит в себе также и существенное единство, самотождественность мира, что мир имеет какой-то единый первоисточник, первичный источник энергии и материи. Но откуда у нас такая уверенность в единстве мира? Классический ответ на этот вопрос гласит следующее. Эта наша уверенность исходит из устройства нашего сознания, из его принципа самотождественности («Я» = «Я»). Условием существования нашего сознания является некоторое определенное устройство мира. Причем само сознание это мировое устройство как-то обозначает, «снимает» в себе и опирается на него. Если существует единство мира, то должна существовать и некая сущность, субстанция, которая это единство выполняет. Поэтому обычно вводились и существовали в человеческом сознании понятия, аналогичные мировой душе. Понятие (именно как понятие) мировой души для нас может обозначать довольно простую вещь. А именно тот факт, что мы всегда включены в какую-то глобальную связность мира, всегда существуем внутри глобальной цепи мировых событий. Иными словами, факт включенности в мировую связность, которая замыкается в какое-то единство (существующее и везде и нигде, точно так же, как и наша психика по отношению к нашему телу). Поэтому Гегель как начальное, наиболее абстрактное определение психики вообще вводит понятие всеобщей души или мировой души, которая, по сути дела, есть просто всеобщая сущность, субстанция, то есть первичное основание мира, из которого все исходит и куда все возвращается. В такой субстанции должна сниматься вся разобщенность и разнообразие природной жизни. Гегель любил повторять, что душа (как сущность природной жизни, ее субстанция) есть «имматериальность», то есть истина всякой материальности. Хотя, по тому же Гегелю, душа и тело неразличимы и тождественны, душа есть тело, а тело есть душа, в том смысле, что как органического тела не может быть без души (психики), так же и психики не может быть без тела. И живой организм, его единство мы должны понимать в связи с этим базовым единством мира. Психика, которая организует единство этого организма, должна обязательно содержать в себе, «снимать» определения природы, так что многообразие этих определений свертывается в единство. В этом смысле, психика есть микрокосмос, где макрокосмос сжимается, свертывается, собирается в своей самотождественности, таким образом теряя свою внеположностъ. То, что в природе самостоятельно, в психике сжимается до простых качеств, из которых сплетается психическое единство. Эти психические качества имеют, конечно, в природной жизни свои подобия, эквиваленты, но только существующие как разобщенные друг от друга. И в этом принципиальное отличие природных качеств от качеств психических. В таком случае говорят, что природа, природные качества удерживаются в психике идеально, психика, чтобы выполнять функции психики организма, органического тела должна в свернутом виде содержать в себе природу. Таким образом, психику следует понимать как виртуальное сжатие природы, психика — это такая сущность, где вне-положность и многообразие природы собирается к своему единству, собирается в целое организма. Но организм — это такое целое, которое включено в более широкое целое, из которого оно происходит, наш человеческий организм есть дитя природы, и обязательно удерживает в себе и интенсивно использует физические закономерности природы уже в силу того, что осуществляет себя, становится внутри них, т. е. организм существует только в природной среде, в процессе систематического обмена продуктами с природной средой и существует глубинная, фундаментальная связь нашего органического существования с природой. А функция психики и состоит, собственно, в отображении, удержании, воспроизведении и развитии этого единства всех существенных сил природы.

Страницы: 1 2 3


Типы характера
Характер авторитарный – термин Э. Фромма, означающий тип характера садомазохистской личности, для коей характерны одновременно восхищение властью и желание подчиниться ей – и стремление самой стать властью и подчинять других. Также свойственна любовь к ограничивающим свободу условиям, охотное подчинение судьбе. Характер астено-невроти ...

Результаты экспериментального изучения самооценки спортсменов
Экспериментальное изучение самооценки спортсменов включает в себя исследование: специфики самооценки спортсменов, ее психологических де­терминант, роль в процессе адаптации к спортивной и учебной деятельности, а также возможности самопознания как средства коррекции характеристик са­мооценки. Самооценка изучается по показателям ее выраже ...

Возрастные различия в проявлении детской агрессивности
Маленький ребенок, находясь в группе сверстников (в детском саду, во дворе и т. п.), старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свое желание быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием. Коммуникативные навыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбуждения превалируют над т ...