Мурашко А.Ф. указывает на то, что профессиональная компетентность муниципальных служащих, особенно сотрудников администраций муниципальных образований районного и городского уровня, включает в себя навыки и умения, теоретические знания, связанные с должностными полномочиями и функциями. В первую очередь, это вопросы планирования, координирования, регулирования, организации, анализа ситуации, выработки решения – все то, что предполагает собственно управление, управленческий цикл (37).
Таким образом, в сфере муниципального управления профессиональная компетентность имеет очень узкое и специфичное значения, определяя лишь тот круг вопросов, который уполномочен решать муниципальный служащий.
Исмагилова Ф.С. понятие «компетентность» расшифровывает как результат профессионального опыта. Это «такое следствие его накопления в течение профессиональной жизни и деятельности, которое обеспечивает глубокое, доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, способов и средств достижения целей, способность правильно оценивать сложившуюся профессиональную ситуацию и принимать нужное решение» (17, 19 с.).
Здесь понимание компетентности определяется как уровень осведомленности специалиста в своей профессиональной деятельности. Автор придерживается такой точки зрения, что профессиональный опыт находится в тесной взаимосвязи с компетентностью и квалификацией специалиста. В самой структуре компетентности выделяются такие элементы, как «знания, опыт, умения, навыки, профессиональная интуиция, профессиональная культура и личностные качества (17, 19 с.). И таким образом, компетентность специалиста обеспечивается тем, какие границы своей осведомленности он стремиться установить.
Понятие компетентности рассматривается также Деркачом А.А. в рамках акмеологии, предметом которой является исследование развития человека на протяжении всей его жизни и, особенно, на ступени взрослости, изучение объективных и субъективных условий, которые, действуя во взаимосвязи друг с другом, позволяют человеку оптимально состояться как многонаправленной социально активной личности и высококлассному профессионалу в основной для него области труда.
А такие понятия как: «профессионализм», «мастерство» и «компетентность» являются важнейшими субъектно-личностными характеристиками субъекта деятельности. Подсистема профессионализма деятельности характеризуется гармоничным сочетанием высокой профессиональной компетентности и профессиональных умений и навыков на уровне профессионального мастерства.
Профессиональная компетентность – это один из ведущих когнитивных компонентов подсистемы профессионализма деятельности, сфера профессионального ведения, постоянно расширяющаяся система знаний позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью, круг решаемых проблем или вопросов (11, 89 с.)
Понятие «компетентность» выступает как качество личности, ставшей подлинным субъектом деятельности и профессии. Здесь в представление о компетентности включают, и «умение личности свободно ориентироваться в сложных условиях профессии, оперировать субъективными и объективными ее составляющими, вводить новые способы осуществления деятельности, технологии» (2, 94 с.). Исследование проблем развития профессиональной компетентности и ее различных видов в акмеологии занимают особое место, так как профессиональная компетентность является главной составной частью профессионализма личности и деятельности, важным условием становления профессионала. Само же повышение уровня компетентности служит стимулом к формированию новых навыков и умений, то есть росту профессионального мастерства. Развитие компетентности положительно влияет на мотивацию личностных и профессиональных достижений (1, 149 с.).
Составляющие профессиональной компетентности муниципальных служащих
Прежде чем рассмотреть вопрос содержания профессиональной компетентности муниципальных служащих, необходимо проанализировать условия и специфику деятельности на муниципальной службе.
Современный этап развития местного самоуправления характеризуется усилением внимания к такой ее важнейшей составляющей как муниципальная служба, центральн ...
Трудовая адаптация. Структурные составляющие
адаптации
Подбор и прием на работу представляет собой длительный и дорогостоящий процесс - первому дню работы нового сотрудника организация затрачивает на него значительные средства. Поэтому компания заинтересована в том, чтобы принятый на работу сотрудник не уволился через несколько месяцев. Основные причины ухода принятых на работу в течение пе ...
Качества субъекта труда как специалиста
Специалист раскрывается в них во всех ипостасях, приобретает новые качества и изменяет свои свойства, качества. Основные из них следующие:
1. Специалист, являясь личностью, согласно принятому в психологии определению, характеризуется устойчивым психическим складом человека как социальный феномен. В профессиональном труде личность высту ...
Разделы