Материалы » Психологические особенности профессиональной компетентности муниципальных служащих » Теоретический анализ профессиональной компетентности муниципальных служащих. Анализ понятия «профессиональная компетентность» в психологической литературе

Теоретический анализ профессиональной компетентности муниципальных служащих. Анализ понятия «профессиональная компетентность» в психологической литературе
Страница 5

Мурашко А.Ф. указывает на то, что профессиональная компетентность муниципальных служащих, особенно сотрудников администраций муниципальных образований районного и городского уровня, включает в себя навыки и умения, теоретические знания, связанные с должностными полномочиями и функциями. В первую очередь, это вопросы планирования, координирования, регулирования, организации, анализа ситуации, выработки решения – все то, что предполагает собственно управление, управленческий цикл (37).

Таким образом, в сфере муниципального управления профессиональная компетентность имеет очень узкое и специфичное значения, определяя лишь тот круг вопросов, который уполномочен решать муниципальный служащий.

Исмагилова Ф.С. понятие «компетентность» расшифровывает как результат профессионального опыта. Это «такое следствие его накопления в течение профессиональной жизни и деятельности, которое обеспечивает глубокое, доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, способов и средств достижения целей, способность правильно оценивать сложившуюся профессиональную ситуацию и принимать нужное решение» (17, 19 с.).

Здесь понимание компетентности определяется как уровень осведомленности специалиста в своей профессиональной деятельности. Автор придерживается такой точки зрения, что профессиональный опыт находится в тесной взаимосвязи с компетентностью и квалификацией специалиста. В самой структуре компетентности выделяются такие элементы, как «знания, опыт, умения, навыки, профессиональная интуиция, профессиональная культура и личностные качества (17, 19 с.). И таким образом, компетентность специалиста обеспечивается тем, какие границы своей осведомленности он стремиться установить.

Понятие компетентности рассматривается также Деркачом А.А. в рамках акмеологии, предметом которой является исследование развития человека на протяжении всей его жизни и, особенно, на ступени взрослости, изучение объективных и субъективных условий, которые, действуя во взаимосвязи друг с другом, позволяют человеку оптимально состояться как многонаправленной социально активной личности и высококлассному профессионалу в основной для него области труда.

А такие понятия как: «профессионализм», «мастерство» и «компетентность» являются важнейшими субъектно-личностными характеристиками субъекта деятельности. Подсистема профессионализма деятельности характеризуется гармоничным сочетанием высокой профессиональной компетентности и профессиональных умений и навыков на уровне профессионального мастерства.

Профессиональная компетентность – это один из ведущих когнитивных компонентов подсистемы профессионализма деятельности, сфера профессионального ведения, постоянно расширяющаяся система знаний позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью, круг решаемых проблем или вопросов (11, 89 с.)

Понятие «компетентность» выступает как качество личности, ставшей подлинным субъектом деятельности и профессии. Здесь в представление о компетентности включают, и «умение личности свободно ориентироваться в сложных условиях профессии, оперировать субъективными и объективными ее составляющими, вводить новые способы осуществления деятельности, технологии» (2, 94 с.). Исследование проблем развития профессиональной компетентности и ее различных видов в акмеологии занимают особое место, так как профессиональная компетентность является главной составной частью профессионализма личности и деятельности, важным условием становления профессионала. Само же повышение уровня компетентности служит стимулом к формированию новых навыков и умений, то есть росту профессионального мастерства. Развитие компетентности положительно влияет на мотивацию личностных и профессиональных достижений (1, 149 с.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Приложения
Приложение 1 Тест Тимоти Лири Техника проведения: Данный опросник может быть применен для изучения психологической совместимости двух и более людей, анализ причин конфликтов, взаимных уступок, предпочтений, ожиданий. Испытуемый отвечает на опросник несколько раз с другими инструкциями, например: «Я», «Идеальное «Я», «Моя жена», «Мой ...

Сравнительный анализ уровня школьной мотивации первичного и контрольного исследования
Полигон частот по данному распределению до и после эксперимента /Рисунок №20/. Рис. 20. Сравнение уровней школьной мотивации Из сравнительного полигона видно, что уровень школьной мотивации существенно повысился. Если при первичном обследовании у одного учащегося (03)- 10% наблюдалась явная школьная дезадаптация . 40% учащихся (01, ...

Психологические особенности юношеского возраста
Юношеский возраст - один из самых спутанных и противоречивых в психологических и педагогических представлениях и теориях. Спутанность и противоречивость представлений можно объяснить (как и подросткового возраста) становящимся характером самого возраста в истории цивилизации. По гипотезе Д.Б. Эльконина (1996) об историческом содержании ...