Материалы » Учение о личности в психологии » Психодинамические теории личности. Учение З. Фрейда

Психодинамические теории личности. Учение З. Фрейда
Страница 1

Учение австрийского врача-психиатра 3. Фрейда (1856—1939) складывалось в последние годы XIX в. и первые десятилетия XX в. и получило название психодинамической теории, или психоанализа.

В структуре личности 3. Фрейд выделяет три сферы: бессознательное, или ≪ИД≫ (оно); сознание, или эго (я); супер-эго(сверх-я). Ведущую роль в психике играет ИД. Содержание его составляют две группы инстинктов: инстинкты продолжения жизни, или Эроса, энергию которых Фрейд назвал либидо, и инстинкты смерти, разрушения, агрессии, или танатоса. Энергия этих инстинктов развертывается с раннего детства. Эрос у мальчиков проявляется в повышенной нежности к матери и чувстве соперничества с отцом, у девочек — наоборот. Эти неосознанные, сублимированные (замещенные) формы детской сексуальности 3. Фрейд назвал комплексом Эдипа (для девочек — Электры). На последующих стадиях психического развития индивида эрос проявляется в энергии сексуальных влечений, творчества, жизнедеятельности. Танатос получает выражение в ссорах, драчливости детей, затем у взрослых в агрессивности, конфликтах, преступлениях, войнах.

На психологическом уровне эрос и танатос проявляются в форме влечений. Это одно из исходных понятий Фрейда. Влечения энергизированы, напряжены, властны, руководствуются принципом удовольствия и стремятся направлять поведение. Но на их пути встает эго, сознание. Оно включает систему социально-детерминированных представлений, понятий, руководствуется принципом реальности. Его задача — координировать влечения между собой, определять их реалистичность и разрабатывать пути, планы действий. На страже сознания стоит высший цензор личности — супер-эго, сверх-я. Оно включает совесть, нравственные запреты и идеалы, высшие нравственно-духовные представления. Они формируются, по Фрейду, в раннем детстве, под влиянием образов родителей, их требований, а также жизненного опыта ребенка.

Основным источником внутренней активности является ИД, бессознательное. Эго и супер-эго только переключают на себя часть энергии ИД, снижая этим его напряжение. Взаимоотношение трех основных сфер личности Фрейд представляет следующим образом. Он сравнивает ИД и эго с лошадью и всадником. Всадник движется благодаря энергии лошади. Другое сравнение: маленькая темная передняя, в которой кипят страсти. Вход в светлую просторную гостиную через узкую дверь. У двери стоит высший цензор личности — супер-эго, сверх-я. И еще, в одной из последних работ Фрейд сравнивает бессознательное с морем, в котором выделяется небольшой остров — ≪Я≫, сознание.

В душевной жизни человека Фрейду удалось также уловить механизмы, феномены, процессы, которые определяют динамику личности. В этом направлении фрейдовского учения исследователи выделяют два аспекта: учение о механизмах внутренней защиты ≪Я≫ и учение об окольных путях бессознательного. Они и будут предметом нашего дальнейшего анализа. Влечения эроса и танатоса, как мы уже отмечали, стремятся направлять поведение. Но если они неприемлемы для сознания, оно старается не впустить их. Каким образом? Ведь влечения энергизированы, настойчивы, властны. В сознании возникает состояние тревоги. Ее назначение в том, чтобы мобилизовать защитные силы, выработать наиболее эффективные защитные стратегии. В динамике душевных состояний клиентов 3. Фрейд уловил целый ряд таких механизмов, которые назвал защитными механизмами ≪Я≫. Они индивидуальны, формируются в опытах раннего детства. У каждого человека складывается свой набор, точнее, паттерны внутренних защитных механизмов, которыми он чаще неосознанно и осознанно пользуется в трудных ситуациях.

Сублимация, или замещение вида психической энергии, характеризуется переключением, ≪уходом≫ в другую сферу жизнедеятельности. Так, женщины в ситуациях семейных драм ≪уходят≫ в материнство, новые сферы общения, искусства, литературу.

Мужчины в подобных ситуациях ≪уходят≫ в профессиональную или иную деятельность, спорт, хобби или интерес к алкоголю. Вытеснение как прямой путь ухода от тревоги проявляется как особый процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание, как ≪сознательное≫ забывание. Допустим, у человека неожиданная неприятность или значительное потрясение. Он осмысляет его и старается больше не переживать по этому поводу. В других случаях механизм вытеснения почти не осознается. Человека преследуют личные неудачи, но благодаря вытеснению он настолько игнорирует их в своей памяти, что неспособен даже рассказать о них.

Страницы: 1 2 3


Орудийная деятельность
Человекообразные обезьяны используют орудия на воле и даже видоизменяют, подрабатывают эти орудия с целью наиболее эффективного применения их в деле. Именно они оперируют предметами интенсивнее всех млекопитающих, исключая, конечно, человека. Они отлавливают муравьев и термитов ветками, которые тщательно выбираются, очищаются от листьев ...

Психологический анализ проблемы самооценки личости в спортивной деятельности. Проблема методологического подхода к изучению самооценки
Среди многообразия проблем, обсуждаемых в современной психологии, всё больше внимания уделяется вопросам, связанных с самосознанием личности. Это интереснейшее явление человеческой психики издавна волновало умы исследователей. История его изучения начинается с развитием психоло­гии как науки. Однако, даже задолго до этого, проблема собс ...

Конфликт "группа - группа" ("стенка на стенку") (модель № 6)
Причины этого конфликта - противоречия внутриколлективной, внутригрупповой психологии, связанные с разнородностью состава, поляризованностью и хроническими деформациями структуры коллектива и групп, обострениями динамики социально-психологических процессов и состояний. При протекании в форме открытой борьбы, что бывает довольно редко, - ...