Материалы » Учение о личности в психологии » Психодинамические теории личности. Учение З. Фрейда

Психодинамические теории личности. Учение З. Фрейда
Страница 3

Фрейд уделил много внимания учению о символике сновидений, что получило выражение в одной из его первых работ ≪Толкование сновидений≫. Аналогичным образом значимые бессознательные переживания получают отражение в оговорках, описках, юморе. Данная проблематика представлена в таких работах, как ≪Психопатология обыденной жизни≫, ≪Психология юмора и его отношение к бессознательному≫.

Представление Фрейда о механизмах внутренней защиты личности, об окольных путях бессознательного, как и ряд других, более частных новых представлений, позволили ему составить целостную психодинамическую теорию, с позиций которой он стал объяснять сложнейшие феномены личности. Он интерпретировал любовь как рационализацию избирательного сексуального влечения. Эстетические и этические предпочтения в любви следует рассматривать как рационализацию секса Многочисленные оппоненты упрекали 3. Фрейда в том, что он недоучитывает, обесценивает духовную сторону любви. В одной из своих последних работ — ≪"Я" и "ОНО"≫ — 3. Фрейд переосмысляет свою интерпретацию данного феномена и пишет о том, что только у немногих, культурных людей любовь являет синтез физического и духовного влечений. У большинства же любовь—только рационализация избирательного сексуального влечения. 3. Фрейд вносит существенные корректировки в свое учение, но в целом остается на позициях биологического детерминизма.

Теория и практика психоанализа существенно обогатила психологию XX в., впервые подняла ее на тот уровень, с которого открывается возможность целостного видения природы человека, всей динамики его душевной жизни и реальной помощи в разрешении глубоких внутриличностных и межличностных конфликтов, психических травм, других сложнейших психологических проблем. Вместе с тем учение 3. Фрейда было и остается остродискуссионным. Пересмотру подвергается биологический детерминизм, сведение природы человека к энергии инстинктов. Многие ученики и последователи Фрейда стремились преодолеть его биологический монизм и понять человека не только как биологическое, но и как социальное и духовное существо. Некоторые из них еще при жизни 3. Фрейда далеко отошли от ортодоксального психоанализа и по существу разработали новые концепции о человеке, в которых, однако, прослеживается в большей или в меньшей мере ориентация на фрейдовские представления о механизмах, процессах динамики личности. Наиболее крупными и влиятельнейшими фигурами в этом направлении стали А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан.

Страницы: 1 2 3 


Опыт российских и зарубежных социальных служб в работе с агрессивными детьми
Опыт социальной работы Красноярского Центра социального здоровья «Качинский» позволил сформулировать ряд теоретических и практических положений, которые можно рассматривать как варианты первичной, вторичной и третичной психопрофилактики в рамках комплексной медико-психологической и социально-педагогической программы профилактики агресси ...

Приемы вербального общения
Рассказ об аналогичном поступке . Применяя этот прием, педагог вспоминает о факте, сходном по смыслу с поступком, о котором идет речь, и помогает воспитуемому самостоятельно установить аналогию этого факта со своим поведением, верно оценить его, чтобы в дальнейшем вести себя правильно. Рассказ об аналогичном поступке. Применяя этот прие ...

Причины возникновения стресса
Причиной возникновения стресса может стать любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением. Итак, выделим источники стресса: 1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких людей, расставание с любимым человеком); 2. Мелкие ежедневные неурядицы; 3. Конфликты либо общение с неприятными ...