Материалы » Учение о личности в психологии » Психодинамические теории личности. Учение З. Фрейда

Психодинамические теории личности. Учение З. Фрейда
Страница 2

Обесценивание объекта — косвенный путь ухода от тревоги, связанной с неудачей, несостоявшимися ожиданиями, планами. Молодой человек встречался с девушкой, был очарован, мечтал о браке и вдруг неожиданно узнает, что он был для нее вторым, ≪запасным≫ вариантом. Он потрясен, переживает боль потери и к тому же очень задет, уязвлен, мечется, но через некоторое время в сознание приходят другие мысли: ≪А как она сказала: да, можешь больше не приходить!≫, ≪А женственна ли она?≫, ≪А вообще, какой она человек?≫. Лепестки розы он начинает обрывать, сознание опирается на известный стереотип: ≪А виноград-то зелен≫.

Самообвинение — путь ухода от тревоги путем частичного принижения достоинств своей личности. Другой молодой человек в аналогичной ситуации, переживая неудачу в отношениях с избранницей, начинает рассуждать таким образом: ≪А, собственно, на что я мог рассчитывать? Урод? Урод!!! Лопух? Лопух!!!≫ Проекция — приписывание своих недостатков, социально неодобряемых мотивов поведения, мыслей другим людям. Скупой чаще приписывает скупость другим, завистливый — зависть и т. д.

Так студент объясняет свою низкую оценку на экзамене плохим настроением экзаменатора, неудачливый предприниматель акцентирует внимание на кознях конкурентов, отсутствии льгот, которые имеют другие.

Рационализация проявляется, как стремление найти социально приемлемые объяснения для маскировки своих истинных социально неодобряемых мотивов. Этот механизм ложной аргументации своего поведения широко используется в межличностном и деловом общении. Пример, в студенческой группе обсуждается ситуация финансового дефицита у одного из студентов. Один из участников диалога, которого в группе знают как скупого человека, говорит о том, что, предлагая помощь, можно обидеть сокурсника, вопрос это тонкий, деликатный, здесь нельзя спешить и т. д.

Определенная категория людей сознательно вырабатывает специфический стиль общения — мягкий, уклончивый, маскировочный. Они как бы не спешат прямо, открыто выразить свою позицию и ≪прикрывают≫ ее расхожими стереотипами, ≪дежурными≫ фразами или якобы рациональными, а по существу надуманными аргументами.

Мы рассмотрели ряд защитных механизмов сознания. У Фрейда описан более широкий их спектр. В работе с клиентом важно уловить его индивидуальные защитные механизмы и в дальнейшем на них опираться.

Теперь обратимся к другому аспекту учения 3. Фрейда о динамике личности — учению об окольных путях бессознательного. Нереализованные и вытесненные влечения создают напряжение в сфере бессознательного и снова ищут выход в сознание. Фрейд уловил окольные пути бессознательного. К ним он отнес свободные ассоциации, сновидения, оговорки, очитки, описки, юмор. Феномен свободных ассоциаций, по признанию ближайших учеников Фрейда, — одно из самых выдающихся его открытий. Он заметил: если долго, приватно беседовать с клиентом на свободные темы, он начинает обращаться к значимым для него проблемам.

Еще раз подтверждается известная народная мудрость: ≪У кого что болит, тот о том и говорит≫. И 3. Фрейда озарила смелая мысль — на основе этого психологического факта построить новый метод изучения глубинных душевных переживаний — метод свободных ассоциаций. Клиенту предлагается рассказывать обо всем, что он думает, что его беспокоит, радует, волнует. Или: психотерапевт предлагает клиенту в течение длительного времени говорить обо всем, что приходит в голову, совершенно не заботясь о том, насколько разумны, реалистичны, логичны его высказывания. Психоаналитик интерпретирует эмоционально-смысловое содержание переживаний, выявляет глубинные, вытесненные потребности, мотивы, влечения.

3. Фрейд придавал большое значение интерпретации, вырабатывал требования к ней. В дальнейшем последователями Фрейда на основе метода свободных ассоциаций разработан целый арсенал т. н. проективных методов: тесты Розенцвейга, Люшера, тематический апперцептивный тест, рисуночный тест, метод неоконченных рассказов и др.

Другой окольный путь бессознательного — сновидения. Этот феномен, издавна привлекавший внимание исследователей, получил новое освещение в работах 3. Фрейда. Он показал, что сновидения играют довольно значительную роль в гармонизации психической жизни индивидуума. Каким образом? Он обнаружил специфическую особенность сновидений — функцию отреагирования актуальных эмоциональных переживаний и назвал сновидения ≪королевской дорогой в бессознательное≫. В образах сновидений отражаются значимые переживания, вытесненные влечения, которые таким путем открываются сознанию и одновременно снимают часть напряжения в сфере бессознательного.

Страницы: 1 2 3


Единство мира и проблема психики
С древних времен человек верил в феномен единства мира, в то, что многообразие, сложность и множественность мира, природной жизни предполагает или содержит в себе также и существенное единство, самотождественность мира, что мир имеет какой-то единый первоисточник, первичный источник энергии и материи. Но откуда у нас такая уверенность в ...

Социальный капитал. Теоретические подходы, история эволюции понятия, структура
Социальный капитал является пока еще не совсем устоявшимся научным понятием, которое широко используется в современной науке. Существует множество определений и трактовок понятия социального капитала. Мы определим социальный капитал как набор неформальных ценностей или норм, которые разделяются членами группы и которые делают возможным ...

Приложения
Приложение 1 СХЕМА I условия внутреннего плана; II III IV — условия внешнего плана; I1 - особенности организма школьника; I2 - особенности личности школьника; II а) - бытовые условия; II б) гигиенические условия в школе; II в) особенности воспитания и семье; II г) особенности обучения и воспитания в школе; III а) — причины не ...