Материалы » Психологические особенности профессиональной компетентности муниципальных служащих » Теоретический анализ профессиональной компетентности муниципальных служащих. Анализ понятия «профессиональная компетентность» в психологической литературе

Теоретический анализ профессиональной компетентности муниципальных служащих. Анализ понятия «профессиональная компетентность» в психологической литературе
Страница 3

Американские исследователи Л. Хьелл и Д. Зиглер, описывая теорию Э. Эриксона затронут такое понятие как «чувство компетентности» (54, 227 с.). Авторы утверждают, что чувство компетентности и трудолюбие у ребенка сильно зависят от школьной успеваемости, и само понятие трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности как уверенности в том, что в поисках важных и индивидуальных и общественных целей индивид может оказывать положительное влияние на общество. Таким образом, «психосоциальная сила компетентности является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни» (54, 227 с.) общества.

Абрахам Маслоу затрагивает понятие «компетентность» в описании опросника личностной ориентации, который дает возможность измерить ценности и поведение, связанные с самоактуализацией личности. Его понимание компетентности здесь сводится к владению индивидуумом приемов успешного существования «здесь и теперь» (применимое к любой жизненной ситуации).

Вторая основная шкала, разработанного им опросника, называется «компетентность во времени» (54, 510 с.). Компетентность во времени измеряет то, в какой степени человек живет в настоящем, а не концентрируется на прошлом и будущем. «Считается, что люди, компетентные во времени, могут размышлять о том, как прошлое относится к настоящему, и реалистично связывать долгосрочные планы с текущими задачами. У них есть чувство непрерывности этих трех аспектов времени. И наоборот, некомпетентные во времени отделяют свое прошлое и будущее от настоящего. Их жизнь в настоящем основана на сожалениях и чувстве обиды, связанным с прошлым, и идеализированных целях или страхах, связанных с будущим. Они также испытывают трудности в связывании своих прошлых достижений с надеждами на будущее» (54, 511 с.). Авторы акцентируют внимание на том, что самоактуализирующийся человек, в основном, компетентен во времени.

Компетентность во времени оценивает тенденцию человека жить в настоящем, а не концентрироваться на прошлом и будущем.

Когнитивная психология рассматривает вопрос компетентности в рамках приобретения когнитивных навыков, которые широко изучались в лабораторных условиях. В рамках данных исследований Фиттс и Познер предложили модель, состоящую из трех стадий развития когнитивных навыков:

1. «Начальная или когнитивная стадия – понимание задачи и концентрация внимания на необходимой информации.

2. Промежуточная или ассоциативная стадия – попытки использовать приемы, обеспечивающие быстрое понимание и вспоминание информации. Устранение ошибок и повышение скорости выполнения.

3. Последняя или автономная стадия – правильные ответы становятся автоматическими, повышается уровень скорости и безошибочного выполнения» (22, 169 с.).

Получение новых знаний и изучение новой информации протекает по данному алгоритму. Понимание компетентности в рамках данного подхода – «это высший уровень развития когнитивных навыков, она занимает важное место в когнитивной психологии» (22, 170 с.).

Компетентность, по мнению сторонников когнитивной психологии, основывается на создании больших банков специализированных и систематизированных знаний. Знания относятся к конкретной области и реализуются благодаря применению правил. Эти знания упорядочены в связанные между собой группы, что облегчает вспоминание информации. Извлеченные из памяти знания могут использоваться разными путями, в зависимости от области специализации и ситуации. Специалисты сами определяют, находится ли задача в пределах их знаний или необходимо применить правила из смежных областей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Самочувствие личности в группе
Под самочувствием личности в группе понимается то общее психологическое состояние, эмоциональный и моральный на­строй, который у нее доминирует в результате длительного пре­бывания в данной группе. Для того чтобы точнее определить самочувствие большинства индивидов в группе, в психологии пользуются понятием психологический климат. Его м ...

Влияние характеристик самооценки на адаптированность к учебной и спортивной деятельности. Адаптированность студентов к учебе и спорту
В данном параграфе представлены результаты изучения выраженности, вариативности и взаимосвязей показателей адаптированности студентов, за­нимающихся спортом, к учебной и спортивной деятельности. Мера адаптиро­ванности студентов в обоих видах деятельности определялась по двум крите­риям — объективной успешности и субъективной удовлетворе ...

Психологические эффекты массовой коммуникации
В мире до сих пор борются две тенденции. Представители одной, теперь уходящей, никак не желают признавать наличия каких-либо особых «эффектов» [1, С.14]. Как из специальных исследований, так и из практики известен целый ряд интересных и важных эффектов массовой коммуникации. Рассмотрим достаточно яркие примеры: крайне позитивного и, на ...