Материалы » Учение о личности в психологии » Индивидуальная психология А. Адлера

Индивидуальная психология А. Адлера

Альфред Адлер (1870—1937), венский врач-психиатр, в первый период своей деятельности активно воспринял учение 3. Фрейда и стал одним из основателей, а затем президентом Венского психоаналитического общества. В течение всей жизни А. Адлер много и успешно занимался психотерапевтической практикой. Он поновому увидел причины психологических проблем своих пациентов: они связаны с такими сферами, как работа, дружба, любовь, культурные, политические интересы и т. п. Его выступления, затем доклад в Венском психоаналитическом обществе встретили резкую критику. Он вышел из него и с группой своих единомышленников создал ≪Общество индивидуальной психологии≫, которое быстро получило поддержку, а затем мировое признание.

А. Адлер пошел по пути социализации учения Фрейда. Он расширил и существенно изменил представление об исходных, побудительных силах личности. К ним он относит, помимо первичных инстинктов жизни и смерти, триаду врожденных социогенных потребностей (мотивов): чувство неполноценности, стремление к совершенству (превосходству) и социальное чувство.

Далее Адлер обнаружил, что чувство неполноценности, социальное чувство и стремление к совершенству у каждого человека выражены специфически. Взаимодействие этих исходных мотивов формирует ведущие стратегии и способы восприятия, мышления, переживаний и поведения. Он вводит новое понятие — индивидуальный стиль жизни.

Индивидуальный стиль жизни складывается на основе взаимодействия чувства неполноценности, социального чувства и стремления к превосходству (совершенствованию). Но чем направляется этот процесс? Адлер упорно, настойчиво искал

ответ на этот вопрос и пришел к заключению, что внутренним источником интеграции личности, ее индивидуального стиля жизни является креативное (творческое) начало. Природа этого начала осталась для Адлера не ясна, но он стал рассматривать его как базисную основу человека. Именно креативное начало определяет его внутреннее единство, целостность.

Концептуальное представление о творческом стержне личности составляет вершинное достижение учения Адлера и позволяет считать его одним из первых провозвестников гуманистической психологии.

Представленные основные положения адлерианской теории характеризуют его понимание природы его. Адлер рассматривает человека как единое и самосогласующееся существо. Структуру саморегулирующейся личности он представляет как индивидуальный стиль жизни, в котором интегрируются исходные мотивационные тенденции: мотив неполноценности и компенсации, социальный интерес; стремление к совершенству. Далее человек — свободное, самодетерминирующееся существо, стремящееся к совершенству, росту, развитию. Личность каждого является его собственным творением. Источником внутренней свободы является творческое ≪Я≫ человека.


Забывание и борьба с ним
Забывание — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, по­лезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для челове ...

Методы изучения личностных особенностей младших школьников
а) Методика « Несушествующее животное» Положение «анфас», то есть голова нарисованного ребёнком несуществующего животного направлена на рисующего (на себя) трактуется как эгоцентризм. б) ТЕСТ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ Цель: Диагностика эгоцентризма у подростков и младших школьников. Инструкция. Тест содержит 40 неоконченных предлож ...

Методы диагностики агрессивных проявлений у подростков
Зачастую, обращаясь за помощью к специалистам, педагоги или родители, характеризуя ребенка, говорят: "он такой агрессивный", "в нем столько агрессии" и т.д. Это не может свидетельствовать о том, что ребенок действительно агрессивный. Необходимо выяснить, какие конкретные факты поведения наблюдались. Здесь обычно возн ...