Выводы

1. Самооценка студентов-спортсменов характеризуется более высоким уровнем, меньшей дифференцированностью и более высокой адекватностью по сравнению с самооценкой лиц, не занимающихся спортом. С спортивная деятельность оказывает позитивное влияние на самооценку личности и мо­жет быть рекомендована как средство ее целенаправленной коррекции.

2. Высокая самооценка спортсменами собственной личности в целом основана на высокой оценке собственных умения обобщать и устанавливать логические связи между понятиями, силы нервной системы, активности, под­вижности нервной системы, темпа реакций, целеустремленности, смелости, мотивации успеха, направленности на общение, уверенности в себе и низкой тревожности.

3. Характеристики самооценки студентов, занимающихся спортом, яв­ляются гораздо более тесно интегрированными, чем у лиц, непричастных к спорту. Спортивная деятельность способствует большей целостности само­оценки личности. Особенностью самооценки спортсменов является наличие симптомокомплексов оцениваемых характеристик: когнитивных (памяти и

» мышления), нейродинамических (подвижности нервных процессов, активно­сти, экстравертированности, эмоциональности), мотивационных (мотивации успеха, направленности на деятельность и других людей, уровня притязаний) и характерологических (толерантности к внушениям, организаторских склон­ностей и уверенности в себе).

4. Свойства личности у студентов, не занимающихся спортом, в меньшей степени связны с характеристиками самооценки, чем у спортсменов. Кроме того, характер взаимосвязей показателей самооценки и свойств личности также обладает существенной спецификой. Разными являются достоверность связей и их направление — характеристики самооценки у спортсменов и не спортсменов связаны с различными качествами личности. Занятия спортом способствуют повышению степени интеграции характеристик самооценки и других качеств личности.

5. Занятия спортом обуславливают более тесную связь характеристик самооценки спортсменов с системой ценностных ориентации, мотивации, темперамента, интеллекта и коммуникативных качеств и снижает взаимозависимость самооценки и эмоциональных свойств личности.

6. Адаптированность студентов, занимающихся спортом, к учебной и спортивной деятельности находится на среднем уровне. Объективные показа­тели адаптированности к учебе и спорту (успешность деятельности) являются тесно связанными с субъективными (удовлетворенность деятельностью). Адаптированность к учебе, как и к спорту, является довольно тесно интегри­рованной системой. Адаптированность студентов к учебной деятельности по­ложительно связана с адаптированностью к спортивной деятельности.

7. Характеристики самооценки личности студентов, занимающихся спортом, оказывают довольно сильное влияние на состояние их адаптированности к учебной деятельности. К числу адаптивно важных качеств учащихся спортсменов можно отнести: высокий уровень самооценки (обуславливает учебную успешность и удовлетворенность учебой), слабую степень ее дифференцированности, высокую адекватность. Наиболее весомым фактором адаптированности к учебе является уровень самооценки, наименее — степень ее дифференцированности.

8. Самооценка является значимым фактором формирования адаптиро­ванности студентов к спортивной деятельности. Наиболее оптимальными в плане влияния на адаптацию к спорту можно считать: адекватно высокий уро­вень самооценки в сочетании с низкой степенью ее дифференцированности. Взаимосвязь уровня самооценка спортсменов с удовлетворенностью спортом является линейной, а со спортивной успешностью — нелинейной (спортсмены с низкой и чересчур высокой самооценкой неуспешны). Самооценка оказывает примерно одинаковое влияние на качество адаптации студентов к учебной и спортивной деятельности.

9. Специально организованный и педагогически направляемый процесс самопознания существенно повышает уровень адекватности самооценки, ее соответствия результатам объективного изучения характеристик личности.

Также он способствует некоторому повышению уровня дифференцированно-сти самооценки и практически не оказывает влияния на уровень ее выражен­ности. Процесс самопознания также способствует повышению целостности самооценки, степени интеграции уровней выраженности частных самооценок посредством возрастания количества взаимосвязей между ними и уровня их достоверности.


Самореализация личности. Потребность личности в самореализации
Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её ...

Влияние группы на индивидуума
Немов Р.С. отмечает, что «человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что почти все (за исключением генетически и физиологически обусловленных особенностей) в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных групп» (16, с.483). К ...

Типы темперамнта и их психологическая характеристика
Темперамент – врожденные особенности индивида, проявляющиеся в интенсивности, темпе и ритме протекания психических процессов и состояний. Является биологическим фундаментом, на котором формируется личность. Темперамент человека отражается: · на скорости протекания психических процессов и их устойчивости (например, скорость воспроизвед ...