Материалы » Особенности детско-родительских отношений в семьях после развода » Рассмотрение проблемы детско-родительских отношений в психологической литературе. Семья и ее основные характеристики

Рассмотрение проблемы детско-родительских отношений в психологической литературе. Семья и ее основные характеристики
Страница 1

Семья является важнейшим источником социального и экономического развития общества, она производит самое главное общественное богатство – человека. Самой важной функцией семьи является воспитание детей, семейное воспитание превышает по своей эмоциональности любое другое воспитание, т. к. его «проводником» является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

В человеческой культуре фиксируется, какой должна быть семья с точки зрения нравственных ценностей общества. Но понятие «нормальной семьи» очень условно. Нормальной можно считать семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и развития ее членов, создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. С точки зрения М. Мид, таковой является семья, где за семью как целое несет ответственность отец, а все остальные члены семьи являются неполноценными. По мнению Э. Арутюнянц существует 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая) [8, с. 15].

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется от родителя к ребенку. Итог социализации ребенка в такой семье – способность легко вписаться в общественную структуру, организованную по вертикали. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в создании собственных семей; они неинициативны, негибки в общении, действуют, исходя из представления о должности.

В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение счастливого развития ребенка. Семья существует только для ребенка, взаимодействие осуществляется, как правило, «снизу-вверх». В результате такого «симбиоза» у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возникает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный, очень велик риск социальной дезадаптации.

Супружеская (демократическая) семья – это идеальная семья, цель которой - взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие - «горизонтальное», диалог равных – родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы принимаются в счет. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям.

Подробную схему анализа семьи предложил известный психиатр Е. А. Личко [12, с.13]. Его описание семьи включает следующие характеристики и их варианты:

1. Структурный состав: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или только отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери);

2. Функциональные особенности: гармоничная семья, дисгармоничная семья.

Дисгармоничные семьи бывают разными. Выделяют следующие причины дисгармонии:

- нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется);

- деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);

- распадающаяся семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, отсутствие эмоциональной теплоты; все это ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера).

Семья – это чрезвычайно сложно организованная структура с разноплановыми взаимоотношениями - отношения между родителями и детьми, взаимоотношения между супругами, между супругами и их родителями, между старшими и младшими детьми. И в каждой из этих плоскостей может возникнуть конфликт. Семья невозможна без конфликта, но постоянные конфликты являются основной причиной неблагополучной семейной жизни и распада семьи. Семья – это уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в людях способность дорожить близкими, как собой, а их интересами – как собственными. Поэтому семья может быть источником гуманизма.

Страницы: 1 2


Алкогольная аддикция
Среди химических аддикции лучше всего изучена алко­гольная аддикция. Хотя парадоксальность ситуации заклю­чается в том, что термин "изучена" в данном случае не со­всем верен, так как касается в основном токсического воздействия алкоголя на организм. Игнорирование аддиктивного звена процесса не дает ответа на вопрос, почему люд ...

Введение.
Недостаточность сформированности познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежи ...

Вступление
Принято считать, что математика - это царица наук, и любая наука становится по-настоящему наукой, только когда она начинает использовать математику. Однако многие психологи в глубине души уверены, что царица наук - отнюдь не математика, а психология. Может быть, это скорее два независимых царства, существующих как параллельные миры? Ма ...