Материалы » Особенности детско-родительских отношений в семьях после развода » Взаимоотношения «родитель-ребенок» в ситуации распада семьи

Взаимоотношения «родитель-ребенок» в ситуации распада семьи
Страница 2

Драматическая ситуация наблюдается в распавшейся из-за развода родителей семье (разведенная семья). Было проведено немало психологических исследований (М.Я. Яковлева, В. С.Ткаченко, М.А. Крюкова, С.Л. Калиничева, А.С. Колесник, И.М. Овчинникова), которые свидетельствуют о травмирующем влиянии развода на ребенка. Большинство практикующих психологов рассматривают развод родителей как главное негативное бытие в жизни ребенка, источник неуверенности, замешательства, болезненных переживаний. Одни специалисты полагают, что в большинстве случаев душевные раны, которые получают дети в результате развода, впоследствии совершенно залечиваются; другие же настаивают на том, что пережитое потрясение оказывает длительное влияние и мешает в дальнейшем полноценному эмоциональному и социальному развитию личности ребенка. Часто дети испытывают гнев по отношению к одному из родителей или к обоим сразу, при этом о чувствах самих родителей речи не идет.

Развод нередко сопровождается трауром, в чем-то сходным с горестным переживанием после смерти одного из родителей. Часто возникает чувство печали, потерянности, депрессии. Если отец (мать) начинает встречаться с другим человеком и эмоционально привязывается к нему, ребенок становится ревнивым и обидчивым, так как вынужден делить любовь близкого человека с кем-то, на его взгляд, посторонним.

Исследования показывают, что в течение первого года после развода, как мальчики, так и девочки демонстрируют более требовательное, беспокойное, агрессивное и непослушное поведение в отношениях со сверстниками и взрослыми по сравнению с детьми из нераспавшихся семей. По некоторым данным, последствия разводов сильнее сказыва­ются на мальчиках, чем на девочках. От двух месяцев до года со времени развода они становятся неуправляемыми, агрессивны­ми, теряют самоконтроль, проявляют несамостоятельность и тре­вожность, инфантильны [13]. На второй год многие трудности сглаживаются и проблемы начинают уменьшаться, однако только в тех семьях, где дети успеш­но адаптируются к новой ситуации.

Когда родители разводятся, то сложившиеся негативные отношения между родителями становятся препятствием к полноценному участию отца (как правило) в воспитании детей. Для подростков семейная драма является процессом наиболее разрушительным. Только каждая пятая разведенная мать оценивает положительную роль регулярных контактов отца и детей. Девушки-подростки, лишившиеся в детские годы отца в связи с его уходом из семьи, сохранили к нему критическое отношение: либо они чувствовали, что он их бросил, либо переняли отрицательное отношение к нему от матери. Особенности их адаптации во многом зависели от того, каким в их представлении остался отец.

В неполной семье одинокая мать имеет более выраженную установку на воспитание детей, чем мать в полной семье. Процесс воспи­тания и вся система отношений матери с детьми эмоционально более насыщены. При этом в поведении матери, касающемся ее взаимоотношений с подростком, наблюдаются две крайности. Одной из них выступает применение жестких мер воспитательного воздействия, в первую очередь по отношению к мальчикам. Обусловливается подобное отношение [6] тем, что мать ревниво относится к встречам сына с от­цом, испытывает к сыну постоянное чувство эмоциональной неудовлетворенности и недовольства из-за имеющихся у маль­чика нежелательных черт характера бывшего мужа. Угрозы, порицания и физические наказания матери чаще применяют к мальчикам. Сыновья нередко становятся «козлами отпуще­ния» для снятия нервного напряжения и чувства эмоциональ­ной неудовлетворенности. Это свидетельствует о нетерпимости матерей к общим с отцами чертам у детей и о предшествую­щих конфликтных отношениях в семье.

Страницы: 1 2 3


Основы психологических знаний о личности. Вербальные и невербальные средства общения.
План: 1. Характеристика вербального общения. 2. Характеристика невербального общения. 1. Общение, контакт с собеседником происходит в нескольких измерениях. С одной стороны, в общении присутствует вербальный, речевой план: слова, фразы, то, что собеседники ХОТЯТ сказать друг другу (но необязательно так думают). С другой стороны, чело ...

Психоаналитически-ориентированная терапия
В качестве синонимов психоаналитически-ориентированной психотерапии в современной литературе используются такие понятия, как «психоаналитическая, психодинамическая психотерапия», "эксплоративная психотерапия". Она направлена на разрешение бессознательных конфликтов, появилась одной из первых. Психоанализ отличается от других ...

Влияние личностных особенностей работников служб экстренного вызова на процесс принятия решений. Личностные особенности работников служб экстренного вызова
В нашей работе мы подвергли исследованию индивидуальные особенности и качества личности работников служб экстренного вызова - Станции скорой медицинской Помощи г. Калуги. Чтобы более полно понять закономерность проявлений этих качеств у личности, которая обуславливает при этом успешность деятельности и ее взаимодействие с окружающими, с ...