Человекообразные обезьяны используют орудия на воле и даже видоизменяют, подрабатывают эти орудия с целью наиболее эффективного применения их в деле. Именно они оперируют предметами интенсивнее всех млекопитающих, исключая, конечно, человека. Они отлавливают муравьев и термитов ветками, которые тщательно выбираются, очищаются от листьев и побегов протяжкой через собранную в кулак кисть. Такой же тростью шимпанзе достает и мед из пчелиного гнезда.
Человекообразные обезьяны мнут рукой листья и траву для приготовления “губки”, с помощью которой добывает дождевую воду для питья из дупла или углубления в развилке дерева. Веткой или палкой прикасается к тому, к чему бы не хотел дотрагиваться руками. Бьет палкой врага (своего или чужого вида) или дружески касается ею партнера во время игры. Если палка не лезет в трещину, подгрызает конец своего орудия. Например, карликовый шимпанзе в неволе из мягких длинных прутьев делал бечевку, забрасывал ее через перекладину и прилаживал концы таким образом, что мог повиснуть на собственных “качелях”, а двухметровый водоем перепрыгивал, как заправский спортсмен, с помощью шеста. Шимпанзе на воле укрывается от дождя ветками, листьями. Они очищают тело травой, листьями от крови, остатков пищи, фекалий, спермы, смолы.
Шимпанзе, по-видимому, - единственные из всех человекообразных, которые используют орудия в природе регулярно в различных целях. Применение орудий следует сразу же за их изготовлением, но пригодившийся предмет хорошо запоминается.
Замечено различное использование орудий в зависимости от пола: если самки более энергично употребляют их для добывания пищи, то самцы – чаще как оружие. Порой самцы совершают воинственные деяния, передвигаясь на задних конечностях, руками швыряют свои снаряды в цель.
Любопытно, что при лесных пожарах, когда случайно поджариваются плоды орехи или дичь, шимпанзе правильно постигает пользу огня и лакомится приготовленной пищей. У шимпанзе действия, связанные с использованием орудий, гораздо разнообразнее, нежели у других животных.
Специальное обучение
Если ребёнку трудно учиться в обычном классе, то по решению медико-психолого-педагогической комиссии его переводят в специализированный класс [39].
Ребёнку с СДВГ может помочь обучение в особых условиях, соответствующих его способностям. Основные причины плохой успеваемости при данной патологии – невнимательность и отсутствие должной м ...
Инструментарий исследования
В специально разработанный опросник были включены методики, нацеленные на изучение экономико-психологических характеристик личности респондентов, а также измерения величины социального капитала. Ниже приводится подробное описание инструментария исследования.
Методика измерения экономико-психологических характеристик личности
Данный ме ...
Вступление
В работе на тему “Характер и его типы. Акцентуация характера” рассмотрены вопросы: понятие “характер”, учение о происхождении характера, типы характеров и их акцентуация. Слово “характер” употребляют, во-первых, когда хотят оценить поведение человека, во-вторых, когда речь идет не о случайных особенностях поведения, а о постоянных, прив ...



Разделы