Материалы » Индивидуум и группа. Адаптация и изменения поведения человека » Общая характеристика групп и коллективов в организации. Понятие группы; виды, структура групп

Общая характеристика групп и коллективов в организации. Понятие группы; виды, структура групп
Страница 1

В теориях личности отмечается, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивидуума. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях превращаясь в личностные черты.

«Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия «группа» (30, с. 161).

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Социальная психология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк [1] вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы.

Петровский А.В. и Ярошевский М.Г. рассматривают следующую классификацию групп (19, с.262): малые и большие, которые в свою очередь подразделяются на реальные (контактные) и условные, формальные (официальные) и неформальные (неофициальные); группы различного уровня развития – развитые и недостаточно или низкоразвитые.

Большие группы [2] могут быть реальными, образующими социальную общность, включающую значительное число людей, существующую в общем пространстве и времени . К таким группам относится трудовой коллектив предприятия, где сотрудники могут не находиться в непосредственной взаимосвязи друг с другом, но при этом подчиняться одним и тем же руководителям, придерживаться общих для всех правил поведения, внутреннего распорядка и т.п.

Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков – половых, национальных, возрастных, имущественных и др. Люди, включенные в большую группу могут никогда не встречаться друг с другом, но на основе выделенного признака, иметь общие социальные и психологические характеристики.

Изучение больших групп позволяет в результате выделения их общих свойств вырабатывать научно обоснованную стратегию и тактику работы с ними.

Малые группы – это всегда контактные общности, связанные реальными взаимодействиями входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними [2].

Эти группы могут быть официальными, т.е. иметь юридически фиксированные права и обязанности, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство.

Выделяют также и неофициальные группы, не имеющие юридически фиксированного статуса, но характеризующиеся сложившейся системой межличностных отношений (дружбы, симпатии, взаимопонимания, доверия и т.п.). Они могут выступать как изолированные общности, объединившиеся на основе общности интереса и могут складываться и оказываться достаточно устойчивыми внутри официальных групп.

Официальная группа, сохраняя все свои характеристики, может обладать всеми качествами неформальной группы.

Таким образом, границы между официальными и неофициальными группами условны и относительны.

Важнейшей основой классификации групп является степень или уровень их развития. Уровень группового развития – «характеристика сформированности межличностных отношений, результат процесса формирования группы» (19, с.264). Традиционно в психологии параметрами сформированности группы выступает время ее существования, число коммуникаций, наличие сложившихся отношений власти и подчинения и т.д.

Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые параметры группы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать различное значение в зависимости от того общего подхода к группе, которые реализуется в исследовании.

Страницы: 1 2


Творчество. Методы поиска творческих решений
Творческая деятельность — такая деятельность, которая создает нечто новое: вещь, построение ума, чувство. В деятельности человека существует два вида поступков: — воспроизводящие (репродуктивные), теснейшим образом связанные с памятью — более или менее точное повторение прежнего опыта — творческие — создание новых образов вещей или д ...

Психологические корни религии
Религиозная вера представляет собой феномен субъективного мира человека, его пси­хики, его сознания. Но далее неизбежно встает вопрос: откуда берутся у людей религиозные верования и пред­ставления? Каковы причины, обуславливающие появле­ние этих верований? На эти вопросы различные ответы давали как за­щитники религии, так и ее противни ...

Акмеологический подход к проблемам профессионального развития человека
Согласно уже упомянутому акмеологическому подходу к проблемам профессионального развития человека, каждый человек достигает вершины в своей профессии наиболее оптимальным для него путем, который дает возможность выйти на высокий уровень профессионализма, развития и поддержания стабильным творческого потенциала, опирающегося на возможно ...