Заключение

В теоретической части работы было установлено, что гемблинг относится к аддиктивной форме девиантного поведения. Оно проявляется в изменении психического состояния посредством постоянной фиксации внимания на игровой деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций. Патологическая склонность к азартным играм (гемблинг) входит в раздел МКБ-10 «Расстройства привычек и влечений» (F63.0). В качестве изначальной мотивации игровой деятельности выступает желание получить «легкие деньги», любопытство, стремление принадлежать к определенной социальной группе, мотив ухода от реальности, эмоциональная насыщенность игрового времяпрепровождения.

Были разграничены понятия социальное увлечение азартными играми для развлечения и отдыха и гемблинг, когда от игры сформирована устойчивая зависимость. Суть гемблинга заключается в том, что игра становится самоцелью, а не средством достижения материального благополучия. При этом нарушается целостность личности, происходит уход в одну сферу, что обедняет личность, лишает ее гармоничных отношений с самим собой и с обществом.

Был проведен сравнительный анализ аддикций: гемблинга и наркомании и обнаружены сходные психические проявления, установлена общность подходов к психокоррекции и психотерапии аддикций, хотя специфика не отрицается.

Гипотезы были подтверждены. У лиц с девиантным поведением в форме гемблинга прогностическая и эмоционально–волевая деятельность отличается от прогностической и эмоционально–волевой деятельности гемблинг-независимых лиц.

Антиципационная состоятельность у лиц с патологическим пристрастием к азартным играм снижена по сравнению с контрольной группой, что является свидетельством невозможности (или неэффективности) реального прогнозирования последствий игровой деятельности.

Наблюдается тенденция к эмоциональной лабильности у патологических игроков, но предлагается говорить лишь об особенностях эмоциональных характеристик волевой деятельности. Специфичность механизмов волевой регуляции заключается в нарушении волевых действий и умения преодолевать препятствия (в том числе, противоположно направленные цели и мотивы). Последнее может вызывать стремление к аффективной разрядке и являться провокатором очередного игрового срыва.

В работе выявлена тенденция к общей экстернальности локализации контроля деятельности, получены достоверные отличия показателей от контрольной группы. Снятие с себя ответственности за происходящее в различных сферах жизнедеятельности, возможно, является «слабым звеном», которое обуславливает появление зависимости от игры.

Прогностическая и волевая деятельность патологических игроков и наркоманов не имеет достоверных различий, исключением являются автоматизмы и навязчивости, как аспект волевой регуляции. Игроки демонстрируют достоверно более низкие результаты, чем наркоманы и сравнительно более низкие, чем контрольная группа. Это может свидетельствовать о невосприятии азартной игры патологическими игроками как неконтролируемой и существовании «иллюзии контроля».

Весьма информативной является взаимосвязь экстернальной локализации контроля деятельности с эмоциональной неуравновешенностью в выборке патологических игроков.

Для дальнейшего исследования проблемы представляется интересным изучение самооценки патологических игроков.


Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже
Жан Пиаже (1896-1980)- швейцарский и французский психолог и виднейший представитель Женевской школы генетической психологии. Пиаже изучал механизмы познавательной деятельности ребенка. Становление интеллекта рассматривается Пиаже как стержневая линия психического развития, от которой зависят все другие психические процессы. Основные воп ...

Психологические особенности младшего школьника
а) Изучение способностей и одаренности у младших школьников Изучением способностей и одаренности у младших школьников занимались как зарубежные, так и отечественные психологи. Среди отечественных психологов, занимавшихся этой проблемой можно назвать таких как Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков, А.М. Матюшкин, И.В. Дубровина, Г.П. ...

Научно-исследовательские подходы к классификации типов установок
А.Г. Асмолов предлагает следующие типы установок: смысловые, целевые, операциональные и психо-физиологические механизмы регуляции деятельности В.А. Ядов выделяет обобщенные, ситуативные и проективные установки. Таким образом, основанием для классификации становится уровень осознанности Как отдельный вид установок в соответствии со сте ...