Заключение

В теоретической части работы было установлено, что гемблинг относится к аддиктивной форме девиантного поведения. Оно проявляется в изменении психического состояния посредством постоянной фиксации внимания на игровой деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций. Патологическая склонность к азартным играм (гемблинг) входит в раздел МКБ-10 «Расстройства привычек и влечений» (F63.0). В качестве изначальной мотивации игровой деятельности выступает желание получить «легкие деньги», любопытство, стремление принадлежать к определенной социальной группе, мотив ухода от реальности, эмоциональная насыщенность игрового времяпрепровождения.

Были разграничены понятия социальное увлечение азартными играми для развлечения и отдыха и гемблинг, когда от игры сформирована устойчивая зависимость. Суть гемблинга заключается в том, что игра становится самоцелью, а не средством достижения материального благополучия. При этом нарушается целостность личности, происходит уход в одну сферу, что обедняет личность, лишает ее гармоничных отношений с самим собой и с обществом.

Был проведен сравнительный анализ аддикций: гемблинга и наркомании и обнаружены сходные психические проявления, установлена общность подходов к психокоррекции и психотерапии аддикций, хотя специфика не отрицается.

Гипотезы были подтверждены. У лиц с девиантным поведением в форме гемблинга прогностическая и эмоционально–волевая деятельность отличается от прогностической и эмоционально–волевой деятельности гемблинг-независимых лиц.

Антиципационная состоятельность у лиц с патологическим пристрастием к азартным играм снижена по сравнению с контрольной группой, что является свидетельством невозможности (или неэффективности) реального прогнозирования последствий игровой деятельности.

Наблюдается тенденция к эмоциональной лабильности у патологических игроков, но предлагается говорить лишь об особенностях эмоциональных характеристик волевой деятельности. Специфичность механизмов волевой регуляции заключается в нарушении волевых действий и умения преодолевать препятствия (в том числе, противоположно направленные цели и мотивы). Последнее может вызывать стремление к аффективной разрядке и являться провокатором очередного игрового срыва.

В работе выявлена тенденция к общей экстернальности локализации контроля деятельности, получены достоверные отличия показателей от контрольной группы. Снятие с себя ответственности за происходящее в различных сферах жизнедеятельности, возможно, является «слабым звеном», которое обуславливает появление зависимости от игры.

Прогностическая и волевая деятельность патологических игроков и наркоманов не имеет достоверных различий, исключением являются автоматизмы и навязчивости, как аспект волевой регуляции. Игроки демонстрируют достоверно более низкие результаты, чем наркоманы и сравнительно более низкие, чем контрольная группа. Это может свидетельствовать о невосприятии азартной игры патологическими игроками как неконтролируемой и существовании «иллюзии контроля».

Весьма информативной является взаимосвязь экстернальной локализации контроля деятельности с эмоциональной неуравновешенностью в выборке патологических игроков.

Для дальнейшего исследования проблемы представляется интересным изучение самооценки патологических игроков.


Организация исследования
База проведения исследования: ГОУ СПО «Воркутинское медицинское училище» г. Воркута. Выборку составили 30 человек из полных семей и 30- из неполных семей, обучающиеся на I-II курсах, всего 60 человек. Исследование проводилось в групповой форме, на стандартизированных бланках, по стандартным инструкциям, в дневное время, в аудиториях. П ...

Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении
Профилактика отклоняющегося поведения детей и подростков требует их психологической иммунизации, т.е. обучения психологическим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми. Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно ...

Определение психологии как науки
Любая наука имеет в своей основе некоторый житейский, эмпирический опыт людей, но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть выдающиеся житейские психологи, но и обычный человек имеет определенные психологические знания. Поэтому выделяют пять отличий житейских и научных знаний. ...