Материалы » Классификация и применение социально-психологического тренинга » Применение социально психологического тренинга

Применение социально психологического тренинга

Комплекс проблем, затрагиваемых при изучении "прикладных аспектов тренинга", является своеобразной "горячей точкой" и заслуживает более обстоятельного рассмотрения.

"С точки зрения задач и разнообразных вариантов его использования в настоящее время тренинг в первую очередь призван обслуживать определенные сферы практики: менеджмент, образование, медицинские обслуживание, брак и семья и др." [104, 20]. Причем, с одной стороны, тренинг выступает как составная часть систем обучения (он входит, например, в университетские программы факультетов социальных наук, широко представлен в программах подготовки менеджеров и т.д.). С другой стороны, групповой тренинг стал одной из форм работы в системе психологических и социальных служб (например, служб семейного консультирования и служб занятости). Конкретные запросы практики к специалистам в области тренинга на Западе касаются и работы с менеджерами в системе городского управления с целью повышения его эффективности; и подготовки дипломатических работников, направленной на совершенствование управления персоналом посольств; и помощи преподавателям в работе с иностранными студентами; и подготовки студентов, избранных в управление колледжем; и совершенствования взаимоотношений между обслуживающим персоналом и врачами в психиатрических лечебницах и многое другое [37].

Среди наиболее общих принципов использования прикладного тренинга М. Лакин называет понятие так называемых "помогающих" профессий ("helping professions"). Все профессии, объединяемые в этот класс, содержат в себе такие элементы, как развитие понимания и навыков межличностного общения у людей, выступающих в качестве объекта помощи [152].

Описывая схему взаимодействия "помогающего" с тем, кому оказывается помощь, А. Бламберг и Р. Голембиевски отмечают, что во всех видах деятельности, объединяемых понятием "helping", присутствует общий момент это попытка воздействовать на того, кому оказывается помощь, и, следовательно, произвести в нем определенные изменения [104]. Однако различные группы людей нуждаются в различного рода опыте, и в этом смысле конкретные программы тренинга, безусловно, совершенно различны в различных ситуациях.

Необходимо отметить различие в уровне институализированности тренинга в западных странах и в России. В России нет государственной поддержки института тренинга, а также нет закрепленных стандартов подготовки российских тренеров. Все эти факторы в значительной степени влияют на уровень применения СПТ и его эффективность. Широта сфер применения растет, но при этом, каждая организация сама принимает решение, реализовывать ли ей тренинг и какую форму тренинга выбрать. Нередки ситуации, когда предварительной диагностике и индивидуальному подбору программы СПТ уделяется недостаточно внимания. Потенциальные участники не информированы о принципах выбора тренинга для удовлетворения своих нужд, и это влечет к негативным последствиям, как незапланированным, так и вполне прогнозируемым, но поощряемым недобросовестными ведущими из коммерческих соображений.


Наркомания и токсикомания
Отличие между ними условно. Термин "наркомания" ис­пользуют по отношению к употреблению веществ, изменяю­щих психическое состояние, которые зарегистрированы как наркотики, "токсикомания" — при употреблении веществ, в этом качестве не зарегистрированных.[8] Наркомания — болезненное состояние, характеризую­щееся явлен ...

Эмоции и чувства
Ощущая, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выраженные, иногда едва заметные. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений. Более сложные отношения, такие как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, сты ...

Коммуникативные способности
Коммуникативные способности – это комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также ее социально-перцептивные и операционно-технические знания и умения, обеспечивающие регуляцию и протекание деятельности общения. В структуре коммуникативных способностей выделяют следующие бло ...