Комплекс проблем, затрагиваемых при изучении "прикладных аспектов тренинга", является своеобразной "горячей точкой" и заслуживает более обстоятельного рассмотрения.
"С точки зрения задач и разнообразных вариантов его использования в настоящее время тренинг в первую очередь призван обслуживать определенные сферы практики: менеджмент, образование, медицинские обслуживание, брак и семья и др." [104, 20]. Причем, с одной стороны, тренинг выступает как составная часть систем обучения (он входит, например, в университетские программы факультетов социальных наук, широко представлен в программах подготовки менеджеров и т.д.). С другой стороны, групповой тренинг стал одной из форм работы в системе психологических и социальных служб (например, служб семейного консультирования и служб занятости). Конкретные запросы практики к специалистам в области тренинга на Западе касаются и работы с менеджерами в системе городского управления с целью повышения его эффективности; и подготовки дипломатических работников, направленной на совершенствование управления персоналом посольств; и помощи преподавателям в работе с иностранными студентами; и подготовки студентов, избранных в управление колледжем; и совершенствования взаимоотношений между обслуживающим персоналом и врачами в психиатрических лечебницах и многое другое [37].
Среди наиболее общих принципов использования прикладного тренинга М. Лакин называет понятие так называемых "помогающих" профессий ("helping professions"). Все профессии, объединяемые в этот класс, содержат в себе такие элементы, как развитие понимания и навыков межличностного общения у людей, выступающих в качестве объекта помощи [152].
Описывая схему взаимодействия "помогающего" с тем, кому оказывается помощь, А. Бламберг и Р. Голембиевски отмечают, что во всех видах деятельности, объединяемых понятием "helping", присутствует общий момент это попытка воздействовать на того, кому оказывается помощь, и, следовательно, произвести в нем определенные изменения [104]. Однако различные группы людей нуждаются в различного рода опыте, и в этом смысле конкретные программы тренинга, безусловно, совершенно различны в различных ситуациях.
Необходимо отметить различие в уровне институализированности тренинга в западных странах и в России. В России нет государственной поддержки института тренинга, а также нет закрепленных стандартов подготовки российских тренеров. Все эти факторы в значительной степени влияют на уровень применения СПТ и его эффективность. Широта сфер применения растет, но при этом, каждая организация сама принимает решение, реализовывать ли ей тренинг и какую форму тренинга выбрать. Нередки ситуации, когда предварительной диагностике и индивидуальному подбору программы СПТ уделяется недостаточно внимания. Потенциальные участники не информированы о принципах выбора тренинга для удовлетворения своих нужд, и это влечет к негативным последствиям, как незапланированным, так и вполне прогнозируемым, но поощряемым недобросовестными ведущими из коммерческих соображений.
Деструктивная сущность
аддиктивного поведения
Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. Способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращаются в ...
Модель социализации агрессивных детей в дошкольных учреждениях
В своей структуре дошкольное учреждение должно иметь несколько служб:
Медико-педагогическая служба (профилактическая работа в детском саду, проведение акций, правовых игр, семинаров, досуговых мероприятий для семьи дошкольников, детей и пр.)
Служба социальной реабилитации (срочная социальная помощь, кладовая вещей, рейды, участие в ра ...
Индивидуальная психология А. Адлера
Альфред Адлер (1870—1937), венский врач-психиатр, в первый период своей деятельности активно воспринял учение 3. Фрейда и стал одним из основателей, а затем президентом Венского психоаналитического общества. В течение всей жизни А. Адлер много и успешно занимался психотерапевтической практикой. Он поновому увидел причины психологических ...
Разделы