Введение

Актуальность.

Большую часть своего времени подросток проводит вне дома, общаясь со сверстниками. Содержанием межличностных отношений будет общение, которое имеет большую воспитательную силу, то есть оно выступает не только как средство обмена информацией, но и оказывает влияние на развитие личности подростков: происходит восприятие окружающего мира, преломление норм и ценностей общества. Подросток стремится занять определённое место в группе сверстников. Ярко выражено это, прежде всего, среди сверстников во внеучебной деятельности, где происходит обмен мыслями, эмоциями. нравственными идеалами и духовными ценностями. Главной их потребностью становится: «Научиться общаться», «Научиться лучше понимать друг друга». То есть они стремятся к общению. Одиночество для них невыносимо, оно или тяжело переживется и влияет на дальнейшее формирование личности, таких качеств как замкнутость, стеснительность, отрешённость. Такому человеку тяжело самоутвердиться и найти своё место в обществе. Поэтому очень важно развитие межличностных отношений, поиск близких друзей, на которых можно положиться в любую минуту и которые всегда смогут понять и почувствовать. И наилучшим возрастным периодом для развития межличностных отношений будет подростковый возраст, который является базовым основанием для развития дальнейших отношений.

Цель исследования: Теоретически обосновать и опытно-эксперементальным путём выявить влияние игротерапии на развитие межличностных отношений у старших подростков.

Объект исследования: Развитие межличностных отношений.

Предмет исследования:

Влияние игротерапии на развитие межличностных отношений у старших подростков.

Гипотеза исследования: На развитие взаимоотношений у старших подростков оказывает влияние игротерапия если социальный педагог будет:

1) создавать атмосферу принятия подростка;

2) эмоционально сопереживать подростку;

3) отражать и вербализовывать его чувства и переживания;

4) обеспечивать в процессе игровых занятий условиями, актуализирующих переживания подростком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.

Задачи исследования:

1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

2) рассмотреть основные положения отечественных психологов о межличностных отношениях;

3) раскрыть сущность, особенности организации и проведения игротерапии;

4) составить комплекс занятий с использованием игротерапии в развитии взаимоотношений у старших подростков и опытно-экспериментальным путем апробировать;

Методолическая основа исследования: положения отечественных психологов Соснина В.А., Красниковой Е.А., Дубровской И.В., Даниловой Е.Е. о взаимоотношениях.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ литературы.

2. Эмпирические: тест оценки коммуникативных умений под ред. Карелиной А.Н., социометрическая методика, составитель Немов Р.С.

3. Интерпретационные: количественный и качественный анализ эмпирических данных.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что её материалами исследования могут пользоваться как психологи, социальные педагоги общеобразовательных школ при работе с подростками, так и студенты педагогических колледжей и ВУЗов с целью изучения межличностных отношений подростков и коррекции этих отношений при необходимости.

Опытно-эксперементальная база: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 30», выборка из учащихся 8 «Б» класса (21учащихся).


Q – критерий Розенбаума
Назначение критерия Критерий используется для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. В каждой из выборок должно быть не менее 11 испытуемых. Описание критерия Это очень простой непараметрический критерий, который позволяет быстро оценить различия между двумя выборками по каком ...

Формирование самооценки у подростков с нарушением интеллекта. Цель, задачи и содержание формирующего этапа
Анализ теоретических источников и результаты констатирующего этапа позволили нам сделать вывод, что с подростками с нарушением интеллекта необходима работа по коррекции самооценки. Целью формирующего этапа является выявление особенностей формирования самооценки у подростков с нарушением интеллекта. Для достижения поставленной цели нам ...

Результаты и их обсуждение
Согласно результатам проведенных исследований - социометрии и методики Т. Лири, интерпретации и анализу результатов, можно сделать вывод о степени сплоченности-разобщенности в группе молодых людей и ее психологическом климате. Результаты социометрического исследования показали, что в группе есть явные лидеры и явные отвергнутые, и тем н ...