Материалы » Роль эксперимента в области детской психологии » Место эксперимента в детской психологии. Специфика использования эксперимента в детской психологии

Место эксперимента в детской психологии. Специфика использования эксперимента в детской психологии

В научно-исследовательской работе с детьми эксперимент часто является одним из самых надежных методов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка. В особенности тогда, когда наблюдение затруднено, а результаты опроса могут оказаться сомнительными. Включение ребенка в экспериментальную игровую ситуацию позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить о том, что ребенок скрывает от наблюдателя или не в состоянии вербализовать при опросе. Непосредственность детского поведения в игре, неспособность детей длительное время сознательно играть определенную ситуативную роль, их эмоциональная откликаемость и увлекаемость дают возможность исследователю видеть то, что он не в состоянии получить при помощи других методов. При проведении психологических экспериментов с детьми – дошкольниками специальное внимание уделяется тому, чтобы непривычные задания, необычная обстановка не смутили ребенка, так как это может привести к отказу от выполнения задания или случайным ответом. Эксперименты с детьми, как правило, проводятся в форме игры или другой достаточно привлекательной деятельности – аппликацию, конструирования.

Включаясь в эксперимент, ребенок обычно действует в нем более сиюминутно и спонтанно, чем взрослый, поэтому на протяжении всего исследования необходимо постоянно поддерживать интерес ребенка к ней.

Так, один психолог проводил эксперимент для определения точности, с которой дети разного возраста могут сравнивать длину двух линий. Сначала экспериментатор просто многократно клал перед ребенком две палочки и предлагал сказать, какая длиннее. Различие между палочками при этом каждый раз уменьшалось. Однако обнаружилось, что дети отвечают большей частью наугад, даже не глядя на палочки. Тогда эксперименту была придана игровая форма. Под каждый палочкой поместили кнопку, а на столик посадили электрифицированную игрушку собаку, играющую на мелафоне. Незаметно для ребенка к игрушке каждый раз подключали кнопку, расположенную под большей палочкой. Ребенку говорили, что, если он найдет большую палочку из двух «собака обрадуется и начнет играть». После этого ход эксперимента совершенно изменился. Дети изо всех сил старались определить, какая палочка больше, а после того, как собака «начинала играть», приходили в полный восторг: «Я угадал! Я правильно нажал! Вот собачка заиграла!» Многие психологические эксперименты проводятся в виде занятий и игр с детьми в группе детского сада. В этом случае в качестве экспериментатора обычно выступает воспитатель, которому предварительно дают материал и все нужные указания. Дети, конечно, не знают, что с ними проводится эксперимент для них это обычное занятие. Так, чтобы выяснить, могут ли дети в уме расчленить целостную форму на отдельные ее компоненты, на занятиях им предлагались задания по конструированию. Образцом в одном случае служила контурная схема, в другом – простроенная воспитателем готовая конструкция. Разница в выполнении заданий давала возможность судить об имеющихся у детей возможностях самостоятельного расчленения контура, создания на его основе представления о внутреннем строении конструкции. Разные виды эксперимента, как правило, сочетаются между собой в одном и том же проследовании. Сначала проводят обычный эксперимент (в этом случае он называется констатирующим) для того, чтобы зафиксировать у детей тот уровень развития изучаемого психического процесса или качества, который сложился в обычных условиях воспитания. Затем следует формирующий эксперимент, цель которого – получить новый уровень в соответствии с имеющимися предположениями. Наконец, в заключение снова проводится точно такой же эксперимент, как в начале, но на этот раз он называется контрольным его назначение – выяснить, какие сдвиги произошли в результате формирующего эксперимента.


Приложения
Приложение 1. Социометрическая матрица Кого выбирают? Кто выбирает? Шефатова Лунева Красноперова Кондратьева Пастухова Мельникова Иванова Кобцева Голтвина Данилов Попов Альмухамедов Петров Стручалин Тепикин 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ...

Содержание и особенности Я-концепции
Первым из психологов, начавший разрабатывать проблематику Я-концепции был Уильям Джеймс. Глобальное, личное «Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (чистый опыт) и Я – как объект (содержание этого опыта). Эти две стороны всегда существуют одновременно. Именно Джеймсу принадлежит первая и весьм ...

Основные типы акцентуаций характеров
Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера усилены, вследствие чего человек уязвим к определенным психогенным воздействиям при хорошей устойчивости к другим. По Личко - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психо ...