Материалы » Психофизиология профессиональной деятельности » Проблемы руководства и лидерства в организации

Проблемы руководства и лидерства в организации
Страница 1

Важной для понимания специфики управленческого труда является проблема лидерства в организации. В самом широком смысле лидер - это представитель, доверенное лицо, выразитель основных интересов и ценностей группы. В современной управленческой литературе часто используется и другое понятие - лидер организации, рассматриваемый как «человек, эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство; это «человек, играющий в группе ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов группы по достижению групповых целей»

· Согласно Д. Мак-Грегору, лидерство определяется:

o характеристиками самого лидера;

o позициями, потребностями и прочими характеристиками его последователей;

o характеристиками организации (ее целями, структурой);

o социальной, экономической и политической средой

При этом сразу же обнаруживается проблема, которая выражается в том, что не всегда хороший лидер может быть успешным руководителем, т.к. он перестает быть «доверенным лицом группы», он превращается для рядовых членов группы из «своего» в «чужого». В современной литературе лидера все больше отождествляют с главным действующим лицом (руководителем) организации, а менеджера - со средними и низовыми (технологическими) управленческими звеньями.

· Можно выделить следующее соотношение функций менеджера и лидера:

o лидер определяет направление движения, менеджер разрабатывает план и график продвижения в избранном направлении;

o лидер воодушевляет, мотивирует персонал, менеджер следит за исполнительностью людей и соблюдением требований к выполняемой работе;

o лидер поощряет людей в исполнении плана, менеджер следит за достижением промежуточных целей;

o лидер, оценив качество полученного результата, начинает планировать получение нового, менеджер оформляет полученный результат, добивается получения на его основе дополнительных преимуществ

В итоге получается, что лидер все больше ассоциируется в сознании людей с самой фирмой. Лидер все больше превращается во вдохновителя масс на те или иные действия. При этом речь идет не только о массах работников, но и массах потенциальных покупателей, для которых имя такого руководителя-вождя все больше связывается с теми или иными товарами. Получается, что чем престижнее (популярнее) лидер-вождь, тем престижнее и покупаемые вещи, и/или наоборот. Так или иначе, но покупатели, ориентирующиеся на престижные фирмы (и соответствующие вещи), в какой-то степени реализуют свое понимание собственного достоинства. С другой стороны, и фирмы, очаровывающие все большее число потенциальных покупателей, также реализуют уже свое представление о достоинстве, связанное с расширением своей «паствы». Недаром еще Б. Шоу остроумно заметил, что «искусство управления заключается в организации идолопоклонничества».[8]

Важную роль в анализе труда в организациях играют стили управленческой деятельности. Традиционно выделяются следующие основные стили управления (по К. Левину): авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), либеральный (попустительский) и смешанный (гибкий, комбинированный). При этом важно использовать стили в зависимости от уровня развития коллектива. Например, при низком уровне развития коллектива - авторитарный стиль, но по отношению к «сознательным» членам - лучше демократический или даже либеральный стиль. Таким образом, вопрос о том, какой стиль «лучше» или «хуже» просто теряет смысл.

· Важную роль при анализе управленческого труда играет учет такого фактора, как власть. Выделяются разные варианты власти в организации

o власть, основанная на принуждении (влияние через страх);

o власть, основанная на вознаграждении (влияние через «положительное подкрепление»);

o экспертная власть (основана на вере исполнителя в своего руководителя, который «знает, как надо»);

o эталонная власть (власть примера, «харизматическая» власть);

o законная власть, или традиционная власть (исполнитель верит, что руководитель имеет право отдавать определенные приказы).

Страницы: 1 2


Забывание и борьба с ним
Забывание — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, по­лезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для челове ...

Результаты исследования типа универсальных ценностей.
При использовании опросника Ш. Шварца Таблица 5.1. (Приложение 3) выявлены данные, которые схожи с показателями, полученными по Методике М. Рокича. Показатели нормативных идеалов и показатели индивидуальных приоритетов различаются, заметно снижение средних показателей ценностных ориентаций, так как не все ценностные ориентации личности ...

Анализ психологической литературы. Рассмотрение теоретических подходов к проблемам изучения агрессии. Понятие агрессии и подходы к ее изучению
В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии. Под агрессией понимается «сильная активность, стремление к самоутверждению акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту».[1] Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением с ...