Заключение

Одарённые дети представляют собой особую категорию детей, исследуя которую мы можем лучше понять и раскрыть природу способностей любого ребёнка. В то же время педагоги и родители детей с высокими способностями нуждаются в более детальном представлении об особенностях личностного развития этих детей на разных возрастных этапах. В частности, нежелательное поведение и отношения одарённых детей младшего школьного возраста могут быть скорректированы до наступления у них подросткового возраста, т.к. в начальной школе дети максимально отзывчивы на обучающее и развивающее влияние взрослого, прежде всего своей учительницы.

На наш взгляд, существуют определённые различия в характере детей в зависимости от степени выраженности у них морального эгоцентризма. Определяя вслед за Ж.Пиаже эгоцентризм как особую умственную позицию ребёнка, мы сосредоточились в своём исследовании на сравнении морального эгоцентризма у детей с высокими и средними способностями.

Данная работа явилась результатом изучения морального эгоцентризма у детей младшего школьного возраста (6 – 10 лет) с высокими общими способностями и заключалась как в анализе литературы, так и в практическом исследовании детей этого возраста Выполнение вышеперечисленных задач полностью соответствовало поставленной в начале работы цели. На первом, теоретическом этапе исследования были собраны данные о психологических особенностях детей младшего школьного возраста, выявлена взаимозависимость возрастных особенностей детей этого возраста и формирования их личности, подобраны тесты и задания, применяемые на практике для выявления феноменов одаренности и эгоцентризма у детей этого возраста.

Для выявления уровня интеллектуального развития всех учащихся нами использовался набор тестов, позволивший определить этот показатель для каждого тестируемого ребенка в отдельности. Полученные результаты позволили условно разделить тестируемые группы учащихся на одаренных детей и детей со средними интеллектуальными способностями. При проведении дальнейших исследований это позволило осуществить сравнительный анализ результатов. В нашем исследовании получена положительная связь морального эгоцентризма и умственного развития средней силы. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

Проведённые совместно с педагогами и школьным психологом наблюдения позволили описать различия в поведении двух условно выделенных групп одарённых детей – с высоким и низким уровнем морального эгоцентризма. На наш взгляд, это поможет более дифференцированно оценивать и корректировать поступки и отношения этих детей в различных ситуациях, развивать у них способности к пониманию чувств и мыслей окружающих людей, признавать таланты не только свои, но и других, ценить партнёров по учебной и любой другой деятельности независимо от вклада. Мы убеждены, что воспитание у одарённых детей терпимого, партнёрского отношения к людям независимо от наличия тех или иных талантов будет способствовать созданию более гуманного общества, в котором с большим успехом будут реализованы любые способности, как по степени, так и по форме выраженности. Интерес представляют дальнейшие исследования в этой области, в частности, использование других методов изучения эгоцентризма, исследование проявлений этого феномена у детей и подростков более старшего возраста.


Приложения
Характеристики обследованных старшеклассников Кэттел Таблица 1 № п/п A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4 МД 1. 7 4 9 3 7 10 8 8 8 6 5 3 5 7 8 8 2 2. 9 2 8 6 10 6 11 3 6 8 10 12 3 ...

Периодизация жизненного цикла человека в теории психосоциального развития Э. Эриксона
Ограничения концепции развития личности З.Фрейда были компенсированы в теории развития эго-идентичности (тождественности Я) Э.Эриксона, который был последователем Фрейда, развивал психоанализ, однако внес существенные изменения в понимание движущих сил развития человеческой личности. Одной из ведущих современных психодинамических конце ...

Исследование руководителей малых предприятий с целью выявления доминирующего стиля управления.
Для выявления доминирующего стиля управления использовалась методика «Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки». Результаты представлены в табл. №1 и диаграмме 1. Табл. 1 руководители Стили управления авторитарный демократический либеральный Рук.1 15 7 2 Рук. 2 4 18 5 ...