Заключение

Одарённые дети представляют собой особую категорию детей, исследуя которую мы можем лучше понять и раскрыть природу способностей любого ребёнка. В то же время педагоги и родители детей с высокими способностями нуждаются в более детальном представлении об особенностях личностного развития этих детей на разных возрастных этапах. В частности, нежелательное поведение и отношения одарённых детей младшего школьного возраста могут быть скорректированы до наступления у них подросткового возраста, т.к. в начальной школе дети максимально отзывчивы на обучающее и развивающее влияние взрослого, прежде всего своей учительницы.

На наш взгляд, существуют определённые различия в характере детей в зависимости от степени выраженности у них морального эгоцентризма. Определяя вслед за Ж.Пиаже эгоцентризм как особую умственную позицию ребёнка, мы сосредоточились в своём исследовании на сравнении морального эгоцентризма у детей с высокими и средними способностями.

Данная работа явилась результатом изучения морального эгоцентризма у детей младшего школьного возраста (6 – 10 лет) с высокими общими способностями и заключалась как в анализе литературы, так и в практическом исследовании детей этого возраста Выполнение вышеперечисленных задач полностью соответствовало поставленной в начале работы цели. На первом, теоретическом этапе исследования были собраны данные о психологических особенностях детей младшего школьного возраста, выявлена взаимозависимость возрастных особенностей детей этого возраста и формирования их личности, подобраны тесты и задания, применяемые на практике для выявления феноменов одаренности и эгоцентризма у детей этого возраста.

Для выявления уровня интеллектуального развития всех учащихся нами использовался набор тестов, позволивший определить этот показатель для каждого тестируемого ребенка в отдельности. Полученные результаты позволили условно разделить тестируемые группы учащихся на одаренных детей и детей со средними интеллектуальными способностями. При проведении дальнейших исследований это позволило осуществить сравнительный анализ результатов. В нашем исследовании получена положительная связь морального эгоцентризма и умственного развития средней силы. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

Проведённые совместно с педагогами и школьным психологом наблюдения позволили описать различия в поведении двух условно выделенных групп одарённых детей – с высоким и низким уровнем морального эгоцентризма. На наш взгляд, это поможет более дифференцированно оценивать и корректировать поступки и отношения этих детей в различных ситуациях, развивать у них способности к пониманию чувств и мыслей окружающих людей, признавать таланты не только свои, но и других, ценить партнёров по учебной и любой другой деятельности независимо от вклада. Мы убеждены, что воспитание у одарённых детей терпимого, партнёрского отношения к людям независимо от наличия тех или иных талантов будет способствовать созданию более гуманного общества, в котором с большим успехом будут реализованы любые способности, как по степени, так и по форме выраженности. Интерес представляют дальнейшие исследования в этой области, в частности, использование других методов изучения эгоцентризма, исследование проявлений этого феномена у детей и подростков более старшего возраста.


Вторичные психические образы: представление, сновидение, галлюцинации
Бессознательное(вторичные) - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Бессознательное включает психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых ...

Позиция психолога по организации адаптации умственно-отсталых учащихся в школах-интернатах
В последние годы неотъемлемой частью коррекционно-воспитательной работы в социальных школах стало психологическое сопровождение процесса обучения детей. Роль психолога в данных школах определяется необходимостью психолого-педагогической диагностики детей, постоянного психологического контроля за уровнем и динамикой их адаптации к школе. ...

Приложения
Приложение 1. Методика «Мотивация выбора медицинской профессии» (адаптация А.П. Васильковой). Текст опросника «Что побудило Вас выбрать медицинскую специальность?» 1. Желание лечить людей. 2. Желание облегчить страдания тяжелобольных, стариков, детей. 3. Возможность заботиться о здоровье своих близких. 4. Престиж профессии и семей ...