Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки подростков, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.
«В различных исследованиях подмечено, что в содержании самооценки подростков превалируют основные моральные черты — доброта, честность, справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств и осознавать необходимость от них избавиться».[40]
Осознание особенностей своей внешности также влияет на формирование у подростка многих важных качеств личности (например, уверенности в себе, жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма). Начиная с подросткового возраста общая самооценка у девочек существенно ниже, чем у мальчиков, и эта тенденция напрямую связана с самооценкой внешности. Причем, Я-концепция девушек сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности: у юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела.
В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе обычно стабилизируются и образуют целостную систему «Я-концепция», что является важнейшим этапом в развитии самосознания.
Мы рассмотрели основные характеристики подросткового возраста, признанные в современной теории отечественной психологии. Однако нам представляется целесообразным мысль провести так же и самостоятельное опытно-экспериментальное исследование группы подростков, чтобы проверить гипотезу о наличии взаимосвязей между отношением подростков к себе, к будущему с одной стороны, и их отношениями со взрослыми и сверстниками с другой. Кроме того, в данном исследовании мы определим те черты характера и виды деятельности, которые представляют для подростков наибольшую ценность.
Методики изучения темперамента
Как уже отмечалось, одним из наиболее надежных методических путей психологического исследования является систематическое сопоставление и координация физиологического и психологического исследований. Именно поэтому испытуемым были предложены несколько тестов. В психологических исследованиях темперамента этот методический путь в особеннос ...
Характеристика применяемых методов и методик
В соответствии с логикой исследования и с целью проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы и методики: 1) изучение и теоретический анализ научной литературы в области общей, возрастной, педагогической, психосемантики, реабилитационной педагогики, связанной с проблемой развития и становления морального самосознания подр ...
Основные понятия супружеских отношений в
отечественной и зарубежной психологии. Анализ общепсихологического подхода к изучению
супружеских отношений
Проблема становления, устойчивости семьи – одна из основных проблем современного общества. Семья, семейные отношения, супружеские отношения были и остаются объектом изучения разных наук: философии, психологии, педагогики, социологии, демографии и многих других. Такое внимание к семье, ее становлению и распаду, обусловлено огромным ее зн ...



Разделы