Введение

В связи с необходимостью изучения коммуникативных способностей военнослужащих актуальной является проблема их изучения быстрым и надежным способом. Известно, что коммуникативные способности являются ведущими во многих областях военной деятельности, и во многом определяют место и роль отдельного военнослужащего в коллективе.

Практика сегодняшнего дня такова, что существует множество научных психологических изданий, в которых исследуются личностные особенности, в том числе и коммуникативные (Г.С. Абрамова, Ю.Б. Алешина, Р.С. Немов, Е.И. Рогов и др.), однако, остается нераскрытым вопрос создания методики, которая могла бы изучать коммуникативные способности быстро и максимально надежно. Актуальность темы нашего исследования также определяется тем, что существующие на сегодняшний день методы изучения коммуникативных способностей измеряют их в сочетании с другими способностями, либо в контексте личности в целом. А зачастую необходимо провести замер только лишь одних коммуникативных способностей, без учета остальных составляющих, примером могут являться различные научные исследования коммуникативных способностей, в которых надо максимально минимизировать нагрузку на испытуемых, не теряя в надежности. Именно с этой целью нами и была создана экспресс методика диагностики коммуникативных способностей.

Объектом нашего исследования являются коммуникативные способности военнослужащих. В качестве предмета выступает создание экспресс методики диагностики коммуникативных способностей.

Гипотезой

исследования

явилось предположение о том, что разработанная нами экспресс методика диагностики коммуникативных способностей является валидной и надежной.

Целью данной работы является доказать надежность и валидность данной экспресс методики.

Достижение цели осуществлялось посредством решения ряда задач:

1. Раскрыть основные подходы к изучению коммуникативных способностей.

2. На основе наиболее подходящей методики диагностики коммуникативных способностей разработать новую экспресс методику.

3. Провести эмпирическое исследование надежности и валидности полученной методики.

4. Предложить рекомендации по интерпретации и дальнейшему использованию данной экспресс методики.

Исследование было проведено на четвертом курсе военно-психологического факультета. В исследовании приняли участие 36 человек. В исследовании были использованы опросник КОС (Коммуникативных и организаторских способностей) и созданная нами экспресс методика диагностики коммуникативных способностей.


Основные психологические характеристики массовой коммуникации
Для массовой коммуникации характерны сугубо психологические процессы [6, С.31]: 1. Интерес, подражание, например, в соотношении условий и образа жизни коммуникантов; 2. Формирование ценностей, неявно присутствующих в масс-коммуникативных процессах, которые, функционируя на личностном уровне, формируют массовое (общественное) сознание; ...

Формы отклоняющегося поведения
Типичные личностные реакции подросткового возраста: активный протест («оппозиция»); стремление подражать определенному образу, кумиру («имитация»); стремление добиться успеха там, где не чувствуешь себя уверенно («гиперкомпенсация»); стремление освободиться от опеки и контроля старших («эмансипация»); группирование со сверстни ...

Содержание и особенности Я-концепции
Первым из психологов, начавший разрабатывать проблематику Я-концепции был Уильям Джеймс. Глобальное, личное «Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (чистый опыт) и Я – как объект (содержание этого опыта). Эти две стороны всегда существуют одновременно. Именно Джеймсу принадлежит первая и весьм ...