Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность [36, 20]. Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно обнаружить у детей самого раннего возраста. Буквально с первых дней жизни у ребёнка может быть повышен мышечный тонус. Такие дети изо всех сил стараются освободиться от пелёнок и плохо успокаиваются, если их пытаются туго запеленать или даже надеть стягивающую одежду. Они могут с раннего детства страдать частыми неоднократными, немотивированными рвотами. Не срыгиваниями, характерными в младенчестве, а именно рвотами, когда всё, что съел, – тут же обратно фонтанчиком. Такие спазмы – признак расстройства нервной системы. (И здесь важно не спутать их с пилоростенозом[1]).
Гиперактивные дети на протяжении всего первого года жизни плохо и мало спят, особенно ночью. Тяжело засыпают, легко возбуждаются, громко плачут. Они чрезвычайно чувствительны ко всем внешним раздражителям: свету, шуму, духоте, жаре, холоду и т.д. Чуть постарше, в два-четыре года, у них появляется диспраксия, так называемая неуклюжесть, более отчетливо заметна неспособность сосредоточиться на каком-нибудь, даже интересном для него, предмете или явлении: бросает игрушки, не может спокойно дослушать сказку, досмотреть мультик [7].
Но наиболее заметными гиперактивность и проблемы со вниманием становятся к моменту, когда ребёнок попадает в детский сад, и принимают совсем угрожающий характер в начальной школе.
Любой психический процесс может быть полноценно развит только при условии сформированности внимания. Л.С. Выготский писал, что направленное внимание играет огромную роль для процессов абстракции, мышления, мотивации, направленной активности [12].
Понятие «гиперактивность»
включает в себя следующие признаки:
ü Ребёнок суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается.
ü Ребёнок не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т.п.
ü Двигательная активность ребёнка, как правило, не имеет определённой цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно.
ü Ребёнок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определённым.
ü Ребёнок всегда нацелен на движение.
ü Часто бывает болтливым [8].
Понятие «невнимательность»
складывается из следующих признаков:
ü Обычно ребенок не способен удерживать (сосредоточивать) внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском саду).
ü Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращённую к нему речь, из-за чего складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих.
ü Ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца. Часто кажется, что он, таким образом, высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но дело все в том, что ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы, предлагаемые ему инструкцией, и придерживаться их.
ü Ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности (не важно – построить ли дом из кубиков или написать школьное сочинение).
Корреляционный анализ результатов исследования
Хотя на первый взгляд результаты первичного и контрольного исследования значительно отличаются друг от друга, мы не можем достоверно утверждать, что эксперимент удался. Для этого необходимо установить являются ли статистически достоверными между средними до и после эксперимента. Для установления статистической достоверности различий сре ...
Сравнительный анализ результатов первичного и контрольного исследования
Сравнительный анализ уровня тревожности учащихся до и после проведения коррекционно-развивающих занятий
Как видно из сравнительной гистограммы уровня тревожности, уровень общей тревожности в группе снизился с 44% до 36,5%.
Если при первичном обследовании повышенный уровень общей тревожности был выявлен у 30%учащихся (05, 06, 08), то п ...
Виды эксплицитных функций человеческой психики
1. Коммуникативные функции - психическое направление на образование связи человека с объектами.
2. Информационные - коммуникативные функции в процессе общения людей выступают вместе с информацией.
3. Когнитивные функции - возникают из способностей чел. оперировать полученными знаниями внутреннем плане своего индивидуального сознания. ...



Разделы