Коммуникативные способности – это комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также ее социально-перцептивные и операционно-технические знания и умения, обеспечивающие регуляцию и протекание деятельности общения. В структуре коммуникативных способностей выделяют следующие блоки: личностный блок; социально-перецептивный; операционно-технический блок. Все структурные компоненты коммуникативных способностей выступают в нерасторжимом единстве в комплексе, обеспечивая регуляцию процесса общения[9]. А.А. Кидрон под коммуникативными способностями понимал «общую способность, связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели[10]. Автор считает, что способность личности к коммуникации в наиболее общем виде выражается в способности устанавливать социальные контакты с другими людьми, способности входить в разные роли, способность приходить к взаимопониманию в разных условиях интеракции и на разных уровнях обмена информации.
Коммуникативные способности – это во многом степень успешности использования вербальных и невербальных средств общения, т. к. по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к партнеру по общению. «Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения»[11]. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.
В качестве наиболее подходящей методики, решающей проблему диагностики коммуникативных способностей, является методика КОС. Данная методика рекомендована ГУВРом[12] и является основной для изучения коммуникативных и организаторских способностей военным психологом в войсках. Методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей военнослужащего, которые включают такие качества, как:
· умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с воинами;
· стремление к расширению контактов;
· участие в групповых мероприятиях;
· умение влиять на людей;
· стремление проявлять инициативу и т.д.
Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «Да» или «Нет». Время выполнения методики 10–15 минут. При этом отдельно определяется уровень коммуникативных и организаторских склонностей.
Для проведения обследования необходимы: стимульный материал к методике КОС, регистрационные бланки[13] и карандаши.
Инструкция:
«Вам нужно ответить на все вопросы данной анкеты. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте на них так: если Ваш ответ на вопрос положительный, то в соответствующей клетке «бланка ответов» поставьте знак «+», если же отрицательный, поставьте знак «–». Никаких дополнительных надписей и знаков делать не следует. Давайте ответ на каждый вопрос. Помните, что «плохих» и «хороших» ответов нет. Не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно и искренне выражайте свое собственное мнение».
Способы сигнализации
Проводя всю жизнь в составе подобного дружественного союза знакомых друг с другом животных, каждый его член должен, по-видимому, располагать разнообразными способами сигнализации. Одни из них служат для поддержания добрососедских отношений к себе подобным, а другие позволяют каждому индивидууму сохранять свой авторитет или противиться ч ...
Сохранение
Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.
Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после за ...
Классификация СПТ как одной из областей применения
активных групповых методов
Существует множество методов воздействия, которые можно было бы отнести к активным групповым методам.
Как уже говорилось выше, область применения АГМ чрезвычайно широка. В настоящее время существует целый комплекс АГМ, различных и по целям, и по способам воздействия, и по многим другим характеристикам.
Единой классификации АГМ не суще ...
Разделы