В данной работе были рассмотрены основные подходы к пониманию коммуникативных способностей. Определена их роль, как в обычной жизни, так и в роли военного психолога. Рассмотрены различные понимания способностей и способов их диагностики. Также, в данной работе была подробно рассмотрена методика КОС как наиболее подходящая, в качестве основы к созданию экспресс методики. Далее, созданная экспресс методика подвергалась проверке на надежность и валидность. Для этого данной методикой были протестированы курсанты четвертого курса военно-психологического факультета. Собранные данные были проверены на нормальность распределения. Затем, через два месяца, методика была проведена еще раз, на этих же курсантах. Полученные результаты показали высокую корреляцию между собой, что говорит о высоком коэффициенте ретестовой надежности (Rxy=0,96). Это позволило судить о том, что данная методика имеет высокую устойчивость к возможным случайным погрешностям. Проверка методики на внутреннюю валидность проводилось на основе метода расщепления. Для этого методика была разделена на две части, по принципу: четные вопросы в одну сторону, нечетные – в другую. Полученные данные были соотнесены по средствам корреляционного анализа, который с помощью специальной формулы, преобразовался в индекс надежности. Высокое значение этого индекса позволило судить о высокой внутренней валидности экспресс методики. Также методика была проверена на внешнюю валидность, путем параллельного тестирования. С этой целью на той же выборки военнослужащих была проведена методика КОС. Данные по ней были также проверены на нормальность распределения. С целью снижения случайной ошибки, результаты обоих методик были стандартизированы, а в последующем подвержены корреляционному анализу. Данный анализ показал высокий результат, подтверждающийся статистической значимостью. Также, параллельный метод проверки методики на надежность позволил не только доказать надежность экспресс методики, но и помог найти методику, имеющую высокую психологическую эквивалентность ему.
Это все позволило сделать вывод о состоятельности методики по всем составляющим, и принять гипотезу, поставленную в основу нашей работы. Далее, методика была стандартизирована под курсантов четвертого курса военно-психологического факультета. В ходе стандартизации были определены 3 уровня развития коммуникативных способностей: «низкий», «» средний, «высокий». При необходимости большей градации результатов, средний уровень разделен на два: «ниже среднего», «выше среднего». Полное изложение данной экспресс методики вынесено в приложение №2. Таким образом, в результате исследования мы получили методику, способную в быстрые сроки и с минимальными погрешностями изучить коммуникативные способности военнослужащих. Эту методику возможно применять для проведения различных исследований с использованием коммуникативных способностей, а также, для быстрой диагностики прибывающего личного состава, в воинской части. Но, не смотря на устойчивость данной методики к случайным ошибкам, и достаточную эквивалентность с КОС, все же не стоит забывать, что методика является методом поверхностной диагностики коммуникативных способностей. И для получения более полной информации в этой сфере, данные полученные с помощью ей необходимо учитывать в комплексе с другими методами.
[1] Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 1999.
[2] Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.
[3] Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 1999.
[4] Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.
[5] Шадриков В.Д. О содержании понятий «способность» и «одаренность»//Психологический журнал. – 1983. – Т.4. – Номер 5. – С. 3-10.
[6] Развитие и диагностика способностей/Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. – М., 1991.
[7] Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.
[8] Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М., 1993. – 205 с.
[9] Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование.– Дисс. …канд. психол. наук. – Ленинград, 1981.
[10] Там же. С 65.
[11] Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983.
Психология детства
План изложения
Введение.
Сегмент 1. О середине детства от 5 до 7 лет.
Чувствительность ребенка к психическому воздействию чужих людей. Феномен лжи - образ “не я”. Проявления психического Я ребенка. Кризис 6 лет. Феномен успешности. Проблемы мотивации учения.
Сегмент 2. О конце детства от 8 до 12 лет.
Проблема установления и осущест ...
Развитие конкретно-психологических подходов к
личности в отечественной психологии
В отечественной психологии советского и постсоветского периода проблема личности выдвигается в центр исследовательского внимания. Но в понимании ее природы, сущности развивались и сталкиваются несколько подходов. Первый подход ставил акцент на социальной сущности личности. Он опирался на марксистское учение о личности, выражал позицию & ...
Психологическое консультирование в ситуации развода в исследовании Алешиной
Ю.Е.
Психолог Алешина Ю.Е. [1] рассматривает целый класс проблем, связанных с переживанием расставания с партнером. К ним можно отнести случаи охлаждения в отношениях, вплоть до их прекращения или развода, проблемы и переживания, связанные с самим процессом развода.
При любых проблемах клиента естественное начало работы —подробный рассказ о ...
Разделы