Понятие уровня притязаний в психологии
Страница 1

Проблема уровня притязаний находится в самом центре исследований психологических механизмов регуляции деятельности и в непосредственной связи с анализом личностной сферы человека.

Понятие уровня притязаний личности было введено Т. Дембо – сотрудницей К. Левина – для обозначения стремления индивида к цели такого уровня сложности, который, по его мнению, соответствует его способностям. Он определяется двумя факторами: стремлением к успеху и боязнью неудачи. Стремление к успеху выражается в уверенности человека в возможности достичь намеченной цели. Боязнь неудачи связана с опасением, что ожидания не оправдаются, и человек испытает разочарование.

В литературе накопилось довольно много различных определений уровня притязаний .

В.Н.Мясищев понимал уровень притязаний как качественно-количественные показатели, которым должна удовлетворять, с точки зрения исследуемого лица, его производительность [19].

Согласно В.С.Мерлину уровень притязаний отражает ту степень оценки субъектом своих возможностей, в которой он нуждается, чтобы испытать удовлетворение [18].

По Е.А.Серебряковой уровень приязания — это потребность в определенной самооценке, принимаемой и одобряемой человеком [4].

По мнению Н.Л. Коломинского уровень притязаний представляет собой модель самосуществования, образ -Я, который личность считает для себя приемлемым и т.д[4].

Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой.

Анализируя определения уровня притязания, даваемые различными авторами, Л.В.Бороздина отмечает, что в них (определениях) подчеркиваются отдельные аспекты и, как следствие, термин приобретает множество вариативных значений, что способствует неоднозначности в понимании данного феномена[4].

Но все-таки, большинство авторов сохраняет, в качестве наиболее общего, понимание уровня притязания близкое к исходному, т.е. как уровень трудности выбираемых субъектом целей (Божович, 1968 и др.).

Впервые теория уровня притязаний была предложена Ф.Хоппе в 1930г. Ее возникновение связано с поиском детерминант перехода к новому действию. Теория намерения (или преднамеренной деятельности), предложенная К.Левиным исходила из двух постулатов:

1. Действие, соответствующее намерению, детерминировано особым состоянием напряжения, которое оказывает давление в направлении выполнения намерения.

2. Если цель действия достигнута, давление "системы внутриличност-ного напряжения" стремится к нулю.

Таким образом, возникновение целенаправленной деятельности, согласно данной теории, определяется особым гомеостатическим механизмом: действие возникает в условиях нарушения равновесия между системами напряжения и выполняет функцию восстановления этого равновесия. Развитие гомеостатической модели поведения потребовало ответа на вопрос: каким образом успех или неудача в достижении поставленной цели влияют на возникновение нового действия? Особенно остро стоял вопрос о возникновении нового действия в случае успешной реализации намерения, т.к. в соответствии с теорией К.Левина в этом случае напряженная система, детерминирующая поведение индивида, должна прийти в равновесие. Изучая спонтанное возобновление действия, Ф.Хоппе приходит к выводу, что возобновление действия совершается с новой целью, не тождественной цели предыдущего действия. По его мнению, действие, возобновленное после успешного выполнения, носит характер не простого повторения, а улучшения прежнего достижения, т.е. ряд действий представляет собой некоторую структуру с одной общей целью: сделать как можно лучше[18].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Наркомания и токсикомания
Отличие между ними условно. Термин "наркомания" ис­пользуют по отношению к употреблению веществ, изменяю­щих психическое состояние, которые зарегистрированы как наркотики, "токсикомания" — при употреблении веществ, в этом качестве не зарегистрированных.[8] Наркомания — болезненное состояние, характеризую­щееся явлен ...

Анализ результатов контрольного исследования по опроснику Баса-Дарки
Цель: исследование уровня агрессивности у подростков после коррекционно–развивающей программы. Дата проведения: 27.06.2005. Уровень враждебности в группе достаточно высокий 10,8 балла. Индекс враждебности высокий, при верхней границе нормы -10 баллов. Согласно полученным данным высокая враждебность проявляется у троих подростков (05, 0 ...

Язык человекообразных обезьян
Люди издавна мечтали о возможности говорить с животными. Поэтому снова и снова они пытались научить пойманных детенышей человекообразных обезьян речи. Но успеха никто не добился. Обезьянам никогда не удавалось произнести ничего, кроме отдельных невнятных слов, и, уж конечно, их словарный запас не шел ни в какое сравнение со словарным за ...