Материалы » Исследование факторов развития памяти в разных возрастных периодах » Факторы развития памяти. Знаковая память: методика развития и факторы, влияющие на её развитие

Факторы развития памяти. Знаковая память: методика развития и факторы, влияющие на её развитие
Страница 1

Существует три взаимосвязанных вида памяти: знаковая, образная (ассоциативная) и нормативная образуют разные по содержанию удовольствия и боль.

А – Знаковая память – формируется через пять органов чувств, которые фиксируют изменяющиеся различия, полученные опытным путем. Она формируется с помощью наслаждения и болевых ощущений. Воспроизводство функционирования чувств является потребностным состоянием. При достаточном развитии их удовлетворение доставляет наслаждение. Каждое чувство имеет также свои пороговые состояния, за которыми может быть отсутствие получение информации или начинаются болевые ощущения. По описаниям в литературе эта память соответствует двигательной или механической.

Методика развития. Все чувственные ощущения должны развиваться. В зависимости от частоты использования в процессе своей жизни они могут иметь разные пороговые состояния (обостренное чувство, высокая степень чувствительности) или состояние притупления. Стихийно эта память лучше формируется у детей со стилем «А». У них более четкая фиксация зрительных картинок, они лучше на слух запоминают слова. Стиль «В» больше ориентируется на осязательные ощущения и на свое самочувствие. Стиль «С» на оттенки вкуса и запаха.

Всем детям для развития памяти необходимы упражнения на развитие своего чувственного опыта. Детям после года задаются вопросы на оценку реального опыта общения: что мы слышим, что видим, какой вкус, мягкая твердая поверхность и т.д.

Детям после трех лет вопросы задаются более сложные: Какие оттенки? Что напоминает? Детям старше пяти лет можно задавать вопросы на воспроизводство памяти. Например, по фотографиям, по видам из окна задаются вопросы: какой запах цветов? Как шелестят эти кусты на ветру? Детям можно показывать на несколько секунд различные картинки, чтобы они учились восстанавливать их с закрытыми глазами на внутренней ментальной памяти. Ученики младших классов должны тренироваться в способности представить перед глазами небольшие тексты стихотворений и другого учебного материала.

Притом, необходимо отметить, что дети со стилем «А» это будут делать с легкостью.

Детям со стилем «В» необходимо научиться предварительно осмыслить характер картинки, выделяя на каждом этапе какие-то значения.

Детям со стилем «С» необходимо научиться предварительно увидеть в ней какой-то смысл, логику развития.

Причина неразвитой зрительной памяти чаще всего скрывается в неумении организовать зрительное восприятие информации. Хаотичность восприятия, неорганизованность в ориентировании в пространстве может порождать дезориентированность (боязнь потеряться, боязни движущего транспорта и т.д. или боязни замкнутых пространств). Уже малолетних детей необходимо обучать упорядоченности в организации зрительных ощущений: всегда слева направо и сверху вниз. Обучение этой методике позволит в значительной степени профилактировать гибель детей в дорожной обстановке.

Факторы, ухудшающие функционирование знаковой памяти.

При поражении психоактивными веществами (медикаментозное лечение), алкоголем, табаком и другими факторами, а также перенесение длительных страданий притупляет болевые ощущения и спектр работы ощущений сужается. В результате зрачок глаза теряет способность реагировать на изменение света. Все остальные чувства так же «замораживаются» на каком-то одном уровне реагирования. В ощущениях самочувствия происходит потеря восприятия боли, ощущений веса, неудобных поз, ощущений от сбоев в работе каких-то органов. После приема психотропных веществ человек при этом испытывает чувства легкости (парения), свободы от необходимости на все реагировать.

Такое частичное «отмораживание» чувств изменяет работу ощущений. Период жизни в этих состояниях создает свои структуры в бессознательном (измененное сознание), которые программируют ребенка на совершение действий, ведущих к воспроизводству болезненных состояний:

Страницы: 1 2


Описание выделенных групп
Все школьники, которых мы наблюдали, воспитываются в морально, экономически и психологически благополучных условиях. Все семьи полные, в воспитании принимают участие все члены семьи, в том числе и родственники более старшего поколения, у некоторых детей из выборки есть старшие братья и сестры. Наблюдения за детьми из двух выделенных гру ...

Принципы холотропного дыхания. Теоретические положения
Широкое понимание человеческой психики, которое включает биографическую, перинатальную и трансперсональную области. Феномены, относящиеся ко всем этим областям рассматриваются как естественные и нормальные составляющие психологического процесса, они принимаются и поддерживаются целиком. Понимание того, что необычные состояния сознания, ...

Психологические особенности младшего школьника
а) Изучение способностей и одаренности у младших школьников Изучением способностей и одаренности у младших школьников занимались как зарубежные, так и отечественные психологи. Среди отечественных психологов, занимавшихся этой проблемой можно назвать таких как Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков, А.М. Матюшкин, И.В. Дубровина, Г.П. ...