Понятие агрессивность и её проявления

Агрессия (наказание, приступ):

1. любое действие или ряд действий, непосредственной целью которых является причинение физического вреда или иного ущерба;

2. мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт:

3. любое поведение, содержащее угрозу или ущерб другим;

действие, включающее в себя намерение обиды или оскорбления;

4. попытка нанесения другим телесных и физических повреждений;

5. любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или на причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, такими, как злость, гнев; с мотивами – оскорбить или навредить, и даже с негативными установками. Все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, но их наличие не является непременным показателем агрессивного поведения. Агрессия включает и намерения, целью которых является достижение негативных последствий. Помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и нежности, могут при определенны обстоятельствах быть названы агрессивными. Агрессивные действия выступают:

в качестве средства достижения значимой цели;

как способ психологической разрядки, замещения собственной блокированной потребности и переключения деятельности;

как самоцель, удовлетворяющая потребности в самореализации и самоутверждении;

один из способов решения проблем, возникающих в фрустрирующих ситуациях, вызывающих агрессивные действия, используемые для преодоления трудностей и снятия напряжения, не всегда адекватные ситуации.

В последние годы выделяют самостоятельную акцентуацию характера по криминогенному типу, под которым понимается определенный тип развития подростка, когда с раннего детства определяется неуправляемость поведения и трудности социализации в сочетании с нарушениями построения общепринятой системы ценностей. Поведение отличается отсутствием корыстных побуждений на фоне постоянной ожесточенности и агрессивности [11, с.39].

Агрессивный ребенок в группе нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает, ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, становится грозой всего коллектива, источником огорчения воспитателей и родителей. Агрессивный ребенок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстника. Он не успокаивается до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других, часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им что весь мир хочет обидеть именно их. Получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, количество реакций на стандартные ситуации очень ограничено: чаще всего, это защитные действия. В подростковой агрессии наиболее ярко выступают следующие особенности:

высокая аффективная заряженность поведенческих реакций;

импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию;

кратковременность реакций с критическим выходом; низкий уровень стимуляции;

недифференцированная направленность реагирования;

высокий уровень готовности к агрессии.

Г. Аллан выделяет следующие виды агрессии:

Конструктивная — агрессивные побуждения проявляются открыто и выражаются в социально-приемлемой форме, если есть соответствующие поведенческие навыки и стереотипы эмоционального реагирования.

Дифференцированная — нет возможности реализовывать агрессивные побуждения в полной мере, так как отсутствуют соответствующие поведенческие навыки и чрезмерно подавляются эмоциональные реакции.

Деструктивная — проявление агрессивности с нарушением морально-этических норм, квалифицируется как делинквентное или криминальное поведение.

Проявления агрессии:

В виде аутоагрессии или агрессии по отношению к объектам окружения или другим людям.

Физической агрессии или агрессивных разрядов в вербальном или символическом плане.

Эпизодические вспышки, имеющие нестойкий характер типичного способа реагирования [11, с.39].


Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». ...

Вывод исследования и некоторые рекомендации по борьбе со стрессом
Проведенное исследование актуально, а поэтому и интересно. Опираясь на данные практической работы, можно подчеркнуть, что на вопрос, «приходится ли вам испытывать стресс на своей работе?» все 25 человек ответили положительно, но при этом у всех разные уровни стресса, но последствия схожи. На многих преподавателей стресс оказывает большо ...

Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении
Профилактика отклоняющегося поведения детей и подростков требует их психологической иммунизации, т.е. обучения психологическим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми. Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно ...