Материалы » Развитие психики человека в онтогенезе » Основные концепции психического развития человека в онтогенезе. Психическое развитие с позиции психоаналитической теории З. Фрейда

Основные концепции психического развития человека в онтогенезе. Психическое развитие с позиции психоаналитической теории З. Фрейда
Страница 2

Фрейд наметил порядок развертывания психосексуальных стадий по мере созревания организма (биологический фактор развития) и считал, что стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного уровня. Известная фрейдовская периодизация личностного развития делает основной акцент на развитии либидо [27;123-202], рассматривая его как важнейшую движущую силу развития и описывая тем самым в основном развитие психосексуальное. В разные возрастные периоды развития человека она реализуется через эрогенные зоны, характерные для данного возраста. Если либидо не получает своего удовлетворения на данном этапе развития или удовлетворяется неадекватным образом, то происходит остановка развития человека на данной стадии и у него фиксируются определенные черты личности. Фрейд выделили пять стадий личностного развития.

Оральная стадия (от 0 до 1 года.) Удовлетворение либидо достигается за счет ротового контакта во время сосания, покусывания или жевания. Ведущая эрогенная область на этой стадии - рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Личность человека характеризуется такой чертой как зависимость от окружения и пассивность.

Невозможность реализации либидо на этой стадии приводит впоследствии к возникновению таких “пороков” как курение, гурманство, словесная агрессия. Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. На оральной стадии фиксации либидо у человека, по мнению 3. Фрейда, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов.

Анальная стадия (от 1 до 2 лет) развития личности, связанная с возникновением Эго. Приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению удовлетворения либидо в анальную область тела. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделении. Нарушения развития на этой стадии могут быть обусловлены неверным поведением родителей. Родители могут придавать слишком большое значение данному процессу, постоянно фиксировать внимания ребенка на необходимости соблюдать чистоту тела, выражать либо бурную радость удачным действиям ребенка, либо отвращение к его экскрементам. Они хаотично приучают ребенка к туалету, то ругают, то хвалят его. Такая неупорядоченность требований и действий рождает трудности в регуляции поведения ребенка, что также нарушает его развитие. Фиксация (застревание, остановка, которая происходит из–за неудовлетворенности реализации либидо через соотвествующие эрогенные зоны) ребенка на этой стадии приводит к развитию таких черт личности как пунктуальность, скупость, чрезмерная чистоплотность или упрямство.

Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться "Сверх-Я" ребенка как часть его "Я", где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей в жизни ребенка.

Фаллическая стадия (с 2 до 5 лет).

Страницы: 1 2 3


Межличностный конфликт на внутриличностной основе ("с больной головы на здоровую") (модель № 1)
В данном случае противоречия между партнерами по взаимодействию как такового нет, но есть внутриличностная напряженность одной или двух сторон, которая и становиться причиной конфликта. Эта напряженность при достижении определенной величины, а также при нежелании и (или) неумении найти другой способ ее разрешения изливается на партнера ...

Использование игротерапии для развитий межличностных отношений у детей старшего подросткового возраста.
В основу формирующего этапа опытно-экспериментальной работы положена система коррекционных игр-упражнений, разработанная Е.А. Левановой, М.Р. Битяновой и адаптированная нами к педагогическому процессу группы. Нами была составлена коррекционная программа, направленная на детей старшего подросткового возраста, обучающихся в средней общеоб ...

Методики изучения темперамента
Как уже отмечалось, одним из наиболее надежных методических путей психологического исследования является систематическое сопоставление и координация физиологического и психологического исследований. Именно поэтому испытуемым были предложены несколько тестов. В психологических исследованиях темперамента этот методический путь в особеннос ...