Общее недоразвитие речи
Страница 1

У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечаются нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематиче­ского слуха, выраженное отставание в формировании сло­варного запаса и грамматического строя.

Эти дети самостоятельно в контакт с окружающими не входят, так как свободное общение у них затруднено. Даже те звуки, которые они умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Они стараются “обходить” трудные для них слова и выражения, мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначаю­щими признаки и состояние предметов, способы действий,

- допускают ошибки в словообразовании. Большое количество

ошибок приходится на образование относительных прилага­тельных.

Среди ошибок грамматического оформления речи наибо­лее

специфичные:

неправильное согласование прилагательных "с существи­тельными в роде, числе, падеже;

неправильное согласование числительных с существи­тельными;

ошибки при использования предлогов — пропуски, заме­ны, недоговаривание;

ошибки при употреблении падежных форм множественно­го числа.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются почти все

виды нарушения звукопроизношения: оигматизм свистя­щих и шипящих, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры.

Недостаточное развитие фонематического слуха и вос­приятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не

формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, и они без помощи логопеда не могут овладеть грамотой.

К сожалению, не все такие дети попадают к специалистам в дошкольные учреждения.

В школе этих детей можно определять по следующим

недостаткам речи:

— неточное употребление многих обиходных слов на фо­не сравнительно развернутой речи; в активном словаре пре­обладание существительных и глаголов, мало слов, характе­ризующих качества, признаки, состояние предметов, дейст­вий, а также способов действий; большое количество ошибок при использовании простых предлогов и практически, полное отсутствие сложных предлогов (из-за, из-под);

— недостаточная сформированность грамматических форм языка — ошибки в падежных окончаниях, в согласо­вании и управлении, смешение временных и видовых форм глаголов. Способами словообразования дети почти не поль­зуются. В активной речи применяют преимущественно про­стые предложения, испытывают затруднения, а часто совсем не умеют составить распространенные и сложные предложения (сочиненные и подчиненные);

— недостатки произношения звуков и нарушение структуры слова, что создает большие трудности в овладении зву­ковым анализом и синтезом;

— при хорошем понимании речи незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами, что особенно проявляется при чтении учебных н художественных текстов. В письме и чтении возникает мно­го ошибок специфического характера, как следствие недораз­вития речи,

Следует учитывать, что отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя могут на пер­вый взгляд казаться несущественными, однако их совокуп­ность ставит ребенка в очень затруднительное положение при обучении в школе. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения, несмотря на внешнюю сформи­рованность речи очень низкая. Правила грамматики усваи­ваются плохо. В дальнейшем общее недоразвитие речи начи­нает сказываться на усвоении математики и других пред­метов. Этим детям нужна срочная помощь логопеда.

Страницы: 1 2


Психологическое консультирование в ситуации развода в исследовании Алешиной Ю.Е.
Психолог Алешина Ю.Е. [1] рассматривает целый класс проблем, связанных с переживанием расставания с партнером. К ним можно отнести случаи охлаждения в отношениях, вплоть до их прекращения или развода, проблемы и переживания, связанные с самим процессом развода. При любых проблемах клиента естественное начало работы —подробный рассказ о ...

Уровень притязания самоактуализирующейся личности
Самоактуализирующаяся личность стремится к развитию, имеет высокую мотивацию развития. Она принимает свои чувства, импульсы, эмоции и желания такими, как они есть. Людям, у которых преобладает мотивация развития личности, не свойственно «стремление к покою». У таких людей удовлетворение потребности усиливает, а не ослабляет мотивацию, ...

Методика Роджерса и Даймонда «Шкала социально – психологической адаптированности» (адаптация Снегиревой).
Цель: диагностика социально-психологической адаптированности исследуемых. Шкала социально – психологической адаптированности представлена 101 высказыванием. Испытуемым предлагается прочитать каждое из них, представляя насколько полно оно соответствует ему и вставить в графу «оценка» одну из цифр, означающих глубину восприятия высказыван ...