У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечаются нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.
Эти дети самостоятельно в контакт с окружающими не входят, так как свободное общение у них затруднено. Даже те звуки, которые они умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Они стараются “обходить” трудные для них слова и выражения, мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий,
- допускают ошибки в словообразовании. Большое количество
ошибок приходится на образование относительных прилагательных.
Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее
специфичные:
неправильное согласование прилагательных "с существительными в роде, числе, падеже;
неправильное согласование числительных с существительными;
ошибки при использования предлогов — пропуски, замены, недоговаривание;
ошибки при употреблении падежных форм множественного числа.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются почти все
виды нарушения звукопроизношения: оигматизм свистящих и шипящих, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры.
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не
формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, и они без помощи логопеда не могут овладеть грамотой.
К сожалению, не все такие дети попадают к специалистам в дошкольные учреждения.
В школе этих детей можно определять по следующим
недостаткам речи:
— неточное употребление многих обиходных слов на фоне сравнительно развернутой речи; в активном словаре преобладание существительных и глаголов, мало слов, характеризующих качества, признаки, состояние предметов, действий, а также способов действий; большое количество ошибок при использовании простых предлогов и практически, полное отсутствие сложных предлогов (из-за, из-под);
— недостаточная сформированность грамматических форм языка — ошибки в падежных окончаниях, в согласовании и управлении, смешение временных и видовых форм глаголов. Способами словообразования дети почти не пользуются. В активной речи применяют преимущественно простые предложения, испытывают затруднения, а часто совсем не умеют составить распространенные и сложные предложения (сочиненные и подчиненные);
— недостатки произношения звуков и нарушение структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом;
— при хорошем понимании речи незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами, что особенно проявляется при чтении учебных н художественных текстов. В письме и чтении возникает много ошибок специфического характера, как следствие недоразвития речи,
Следует учитывать, что отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя могут на первый взгляд казаться несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в очень затруднительное положение при обучении в школе. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения, несмотря на внешнюю сформированность речи очень низкая. Правила грамматики усваиваются плохо. В дальнейшем общее недоразвитие речи начинает сказываться на усвоении математики и других предметов. Этим детям нужна срочная помощь логопеда.
Основные научно-исследовательские подходы и
теоретический смысл понятия «установка» в зарубежной и отечественной науке
Само понятие «установка» формировалось на протяжении длительного времени. Впервые этот термин был употреблен во второй половине XIX века.
Исследователи склонны рассматривать установку двояко: как феномен сознания и как феномен поведения, что находит свое отражение в попытках содержательного определения данного понятия.
Согласно Г. Олл ...
Я-система
Тревога – продукт межличностных отношений; первоначально она передается от матери к ребенку и впоследствии связана с угрозой безопасности. Для того, чтобы избежать тревоги (актуальной или потенциальной) или свести ее к минимуму, люди используют различные способы защиты и контроля за своим поведением. Например, оказывается, что можно изб ...
Принципы интерпретации творчества
Творчество является атрибутом человеческой деятельности, её “необходимое, существенное, неотъемлемое свойство”. Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности челов ...



Разделы