Материалы » Игротерапия как средство развития межличностных отношений у старших подростков » Использование игротерапии для развитий межличностных отношений у детей старшего подросткового возраста.

Использование игротерапии для развитий межличностных отношений у детей старшего подросткового возраста.
Страница 1

В основу формирующего этапа опытно-экспериментальной работы положена система коррекционных игр-упражнений, разработанная Е.А. Левановой, М.Р. Битяновой и адаптированная нами к педагогическому процессу группы. Нами была составлена коррекционная программа, направленная на детей старшего подросткового возраста, обучающихся в средней общеобразовательной школе № 30 г. Абакана (см. приложение 3).

Целью программы являлась коррекция межличностных отношений, а задачами были:

1. установление дружеской атмосферы среди подростков;

2. развитие коммуникативных навыков общения в подростковой среде;

3. создание ситуаций для творческого самовыражения в процессе коммуникативной деятельности;

4. развитие навыков межгруппового взаимодействия;

5. раскрытие положительных качеств и черт подростков;

6. воспитание интереса к своим сверстникам;

7. развитие чувства понимания и сопереживания к другим людям.

Коррекционная программа состояла из четырех этапов, которые включали в себя восемь занятий. Длительность одного занятия с учетом возрастных особенностей подростков – 60 минут.

На первом занятии мы знакомились с классом, создавалась благоприятная эмоциональная атмосфера принятия и доверительности в общении. Проводились такие игры, как «Здравствуй», «Комплименты», «Ежики», «Шляпа» и т.д. Эти игры позволяли расположить игротерапевта к подросткам, возможность почувствовать настроение и состояние тех, с кем предстоит взаимодействовать, способность понять, что каждый человек интересен и сам по себе и как член группы. Сначала некоторые подростки отказывались играть, но буквально через 15 минут заинтересовывались играми и стали принимать активное участие.

На втором занятии проводились игры: «Грузинский хор», «Чихание слона», «Ипподром», «Гром – ураган - землетрясение», «Рыбка», и др. Целью этого занятии было научить снимать барьер на проявление чувств и эмоций. Подростки учились проявлять свою индивидуальность, самостоятельность поведения и получили положительный эмоциональный настрой.

На третьем занятии использовались изобразительные игры, в которых подростки получают задание, используя минимум выразительных средств, изобразить некоторый предмет («Отгадай вещь»), животное («Изобрази животное»), эмоциональное состояние («Отгадай эмоцию»), известную картину («Ожившие картины»), или зашифрованную известную фразу («Визуализация вербальной фразы»). Эти игры создают возможность для самовыражения подростков.

На четвертом занятии проводились такие игры как, «День рождение», «Цветы», «Тосты». Подростки создавали и апробировали многочисленные образцы так называемых «формальных», этикетных высказываний – поздравлений ко дню рождения, словесно вручали подарки или цветы, произносили тосты и т.д. Игры носят оттенок «обязаловки» - всем участникам необходимо произвести по очереди речевое действие. Не все смогли справиться с заданием, поэтому были пропуски, передача очереди и даже отказы. Но каждый попробовал дать свой индивидуальный образец соответствующего речевого действия.

На пятом занятии цель была обучить подростков навыкам коллективной самоорганизации. Этому способствовала игра «Следопыт». Класс разделили на несколько подгрупп. Каждая подгруппа получила бланк со списком вопросов. Необходимо было за определенный промежуток времени ответить на все вопросы. При проверке ответов на вопросы: «Сколько деревьев растет на пришкольном участке?», «Сколько мышек живет в учительском диване?» мы не встретили даже двух одинаковых цифр. Каждая подгруппа имела свое представление о численности деревьев, мышек. Это создавало сложность при подведении итогов. Игра вызвала необычайный энтузиазм у детей. Даже самые флегматичные быстро втянулись в атмосферу всеобщего поиска ответов на вопросы.

На шестом занятии проводилась игра, которая имела эмоциональную позитивную атмосферу, учила подростков наблюдательности, внимательности, умению сопоставлять и анализировать факты, развивать чувство проницательности и интуиции. Это игра «Мафия», которая имела очень эмоциональную окраску, вызвало множество споров, так как каждый высказывал свою точку зрения, свое мнение. В этой игре принимали участие абсолютно все, каждый участник увлекся интересно развивающимися событиями. И даже после ее завершения они снова хотели поиграть в нее.

Страницы: 1 2


Проблема соотношения веры и знания в различных философских концепциях
Проблема соотношения знания и веры, рационального и иррационального, в более узком значении - науки и религии имеет давнюю историю. Соотношение знания и веры может вылиться в одну из трех основных позиций: · абсолютизация знания и полная элиминация веры; · гипертрофирование последней в ущерб знанию; · попытка совмещения обоих полюсов ...

Теоpетико - информационный подход к исследованию “языка” животных
Суть этого подхода в том, что в экспериментах испытуемым животным предлагается передать заранее известное экспериментатору количество информации, и при этом измеряется время, затраченное на ее передачу , т.е. оценивается скорость передачи информации. Исходим из того, что кроме перечисленных выше свойств языка – таких как продуктивность, ...

Приложения
Характеристики обследованных старшеклассников Кэттел Таблица 1 № п/п A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4 МД 1. 7 4 9 3 7 10 8 8 8 6 5 3 5 7 8 8 2 2. 9 2 8 6 10 6 11 3 6 8 10 12 3 ...