Материалы » Коррекция слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями » Исследование слухоречевой памяти детей с речевыми нарушениями. Организация и методики исследования

Исследование слухоречевой памяти детей с речевыми нарушениями. Организация и методики исследования
Страница 1

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа

.

На первом этапе исследования (констатирующий эксперимент) была проведена первичная диагностика слухоречевой памяти.

На втором этапе (формирующий эксперимент) проведена коррекционная работа с дошкольниками экспериментальной группы.

На третьем этапе (контрольный эксперимент) было проведено повторное обследование слухоречевой памяти дошкольников, дана оценка произошедшей динамики, сделаны выводы об эффективности формирующего эксперимента.

Цель констатирующего эксперимента: диагностика исходного уровня развития слухоречевой памяти дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи констатирующего эксперимента:

1) подобрать методики диагностики слуховой памяти дошкольников.

2) отобрать детей для экспериментального исследования;

3) провести их обследование;

4) сформулировать выводы об исходном уровне развития слухоречевой памяти детей.

Констатирующий этап исследования проводился в ноябре месяце 2008 года.

Методики исследования:

1. Методика «10 слов» А.Р. Лурия [19]

Цель: диагностика объема кратковременной слухоречевой памяти.

Стимульный материал теста «10 слов» представляет собой словесный ряд, предлагаемый детям для запоминания и состоящий из несвязанных между собой слов. Для детей 6-7 лет может быть следующий набор: самолет, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, тачка, журнал, машина, волк.

После того как ребенку дана инструкция, взрослый медленно (с интервалом в 1-2 секунды) и четко произносит приведенные выше 10 слов. Затем он просит ребенка повторить их, в случае необходимости поправляя сделанные ребенком ошибки. При этом количество ошибок фиксируется.

Выводы об уровне развития слухоречевой памяти:

В связи с тем, что средний объем кратковременной памяти взрослого человека составляет 7 плюс-минус 2 единицы, т.е. находится в пределах от 5 до 9 единиц, то, пользуясь этими данными и учитывая то обстоятельство, что в дошкольном возрасте средний объем кратковременной памяти ребенка приблизительно равен его возрасту в годах, по аналогии со вниманием можно предложить следующий способ перевода абсолютных показателей кратковременной памяти в стандартные показатели по десятибалльной шкале.

Оценка результатов:

1 уровень. 10 баллов (очень высокий уровень) получает ребенок, в возрасте от 6 до 9 лет, если объем кратковременной памяти составляет 7-8 единиц.

2 уровень. В 9-8 баллов (высокий уровень) оценивается объем кратковременной памяти ребенка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам.

3 уровень 4 балла (средний уровень) получает 6-9-летний ребенок, имеющий объем кратковременной памяти, составляющий 3-4 единицы.

4 уровень. 2 балла (низкий уровень) ставится ребенку 6-9-летнего возраста в том случае, если его объем кратковременной памяти составляет 1-2 единицы.

5 уровень. В 0 баллов (очень низкий уровень) оценивается память 6-9-летнего ребенка, имеющая показатель, равный нулю.

Интерпретация результатов (предложена Л.М. Шипициной [12])

Страницы: 1 2 3


Формирование детской агрессивности
В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период, больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения. Проявления агрессивности являются одним из механизмов привлечения внимания ...

Характерные черты аддиктивной личности
Поведение аддиктов в межличностных отношениях характеризует ряд основных общих особенностей: Сниженная переносимость трудностей обуславливается наличием гедонистической установки (стремлением к немедленному получению удовольствия, удовлетворению своих желаний). Если желания аддиктов не удовлетворяются, они реагируют либо вспышками нег ...

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
При исследовании межличностных отношений в студенческой группе, нам необходимо было выявить преобладающий тип отношений к молодым людям. Этот результат был получен с помощью методики Т. Лири. В ходе ее проведения использовалась следующая инструкция: "Поставить знак "+" против тех определений, которые соответствуют предста ...