Материалы » Развитие психики человека в онтогенезе » Основные закономерности психического развития человека в онтогенезе. Культурно-историческая концепция развития психики человека Л.С. Выготского

Основные закономерности психического развития человека в онтогенезе. Культурно-историческая концепция развития психики человека Л.С. Выготского
Страница 1

Фундамент современной отечественной возрастной психологии составляют сформулированные Л.С. Выготским (1896-1936) принципиальные идеи и система основных понятий. В 1920- 1930-х гг. им были разработаны основы культурно- исторической теории развития психики.

Анализируя причины кризиса психологии как науки в первые десятилетия 20 века, Л.С. Выготский обнаружил, что во всех современных ему концепциях развития психики реализован подход, который он назвал «биологизаторским» или «натуралистическим» [7; 6-41.] Биологизаторская трактовка отождествляет, ставит в один ряд психологическое развитие животного и развитие ребенка. Характеризуя традиционную точку зрения на психическое развитие, Выготский выделяет три основных положения:

- изучение высших психических функций со стороны составляющих из натуральных процессов;

-сведение высших и сложных процессов к элементарным;

-игнорирование специфических особенностей и закономерностей культурного развития поведения.

Л.С. Выготский утверждал, что необходимо другое, не биологическое, понимание развития ВПФ человека. Он не просто указывал на важность социальной среды для развития ребенка, но и стремился выявить конкретный механизм этого влияния.

Л.С. Выготский выделил психические функции человека, которые формируются в специфических условиях социализациии обладают некоторыми особыми признаками. Эти функции он определил как высшие (фаза «культурного» развития), рассматривая их на уровне идеи, понятия, концепции и теории. В целом им было определено два уровня психических процессов: естественные и высшие. Если естественные функции (фаза натурального развития) даны индивиду как природному существу и реализуются в спонтанном реагировании, то высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном взаимодействии. Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения психических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а ВПФ люди могут сознательно управлять. При этом под ВПФ подразумеваются: произвольная память, внимание, логическое мышление и другие.

В концепции Л.С. Выготского [12; 204-213] можно выделить три составные части. Первую часть можно назвать «Человек и природа». Её основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов: 1)при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой; 2)объяснение существования механизмов изменения природы со стороны человека.

Вторая часть концепции Выготского может быть названа «Человек и его собственная психика». Она содержит также два положения. Первое положение заключается в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под ВПФ Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на предмет, организовать свою умственную деятельность. Вторе положение заключается в том, что человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий специальных – психологических. Эти психологические орудия он назвал знаками.

Знаками Выготский называл искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами. Знаки были предметны, - узелок на память или зарубка на дереве тоже выступают как знак, как средство, с помощью которого овладевают памятью. Например, человек увидел зарубку и вспомнил, что надо делать. Столкнувшись с подобным знаком-символом, человек соединял его с необходимостью выполнить какую-то конкретную операцию. Следовательно, подобные знаки выступали в качестве дополнительных символов, содержательно связанных с трудовой операцией.

Чтобы выполнить эту трудовую операцию, человеку необходимо было вспомнить, что именно он должен сделать. Поэтому знаки-символы являлись пусковыми механизмами ВПФ, то есть выступали в качестве психологических орудий.

Третью часть концепции Выготского можно назвать «Генетические аспекты». Эта часть концепции отвечает на вопрос «Откуда берутся средства-знаки?». Выготский исходил из того, что труд создал человека. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Вероятно, что первыми словами человека были слова-приказы (например, «возьми то», «отнеси туда»), обращенные к участникам трудового процесса. Они – то и были словесными знаками. Но позднее, в процессе деятельности человек стал обращать команды не на кого-нибудь, а на себя. В результате из внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция. Так человек научился управлять своим поведением. Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека.

Страницы: 1 2 3