Характер-совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельность и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.
Главная особенность характера заключается в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Формирование характера связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому, по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера и черт характеров. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах.
Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода.
1)Черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. Волевые - решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. Эмоциональные - порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. Интеллектуальные - глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др. Черты характера рассматриваются в соответствии с направленностью личности. Причем содержание направленности личности проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и себе. Эта категория черт характеризует жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т. д. Направленность личности определяет цели, жизненные планы человека, степень его жизненной активности.
2) Черты характера, характеризующие отношение человека к деятельности. При этом имеется в виду не только отношение человека к конкретному виду выполняемой работы, но и деятельности вообще. Главное условие образования характера - наличие жизненных целей. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое выражение и в устойчивых интересах человека. Причем поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности.
Все черты личности человека можно условно разделить на мотивационные и инструментальные.
1)Мотивационные - побуждают и направляют деятельность.
2)Инструментальные - придают определенный стиль.
Характер может проявляться в выборе цели действия, т. е. как мотивационная черта личности. А когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т. е. определяет средства достижения поставленной цели.
Типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическими называются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей. Следует отметить, что все типологии человеческих характеров, как правило, исходят из ряда общих идей.
1)Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование.
2)Сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными.
3)Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами характера может быть разделена на типовые группы.
Физиогномика же считает, что по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики человека, принадлежащего к тому или иному типу.
Следует отметить, что в процессе построения разнообразных психологических концепций характер нередко связывают с темпераментом, а в некоторых случаях и смешивают эти понятия. В современной науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных подхода:
Развитие самооценки
в онтогенезе
Личность человека представляет собой сложную структуру, являющуюся продуктом его развития. Среди многих компонентов личности одним из основных является самооценка, т.е. оценка самого себя.
По данным Л.И. Божович, правильное формирование самооценки - один из важнейших факторов развития личности ребенка[39].
Устойчивая самооценка формир ...
Эксперименты известных психологов, давшие толчок развитию детской
психологии
Величайший вклад в развитие детской психологии внес известный русский психолог Лев Семенович Выготский. К своим исследованиям ментального развития детей Выготский подходил с философско-политической позиции теорий Карла Маркса о государстве и трудовых отношениях. Идея Маркса состояла в том, что если все будут работать сообща на благо общ ...
Основные формы девиантного поведения
К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, наркоманию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.
Преступность. Социологические исследования преступности и ее причин берут начало в работах русского статистика К.Ф. Германа (1824 г.). Мощный толчок развитию социо ...
Разделы