Материалы » Развитие психики человека в онтогенезе » Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе

Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе
Страница 2

Гетерохронность развития связана с понятием сензитивных и критических периодов развития. Сензитивный период - это временной диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека. Например, сензитивным периодом в развитие речи является возраст от 9 месяцев до 2 лет. Это не означает, что речевая функция не развивалась ни до, ни после этого возраста. Это значит, что именно в этот период ребенок должен иметь опыт речевого общения, опыт человеческих коммуникаций, образцы обозначения предметов и явлений словами, поддержку и поощрение взрослых в его речевых попытках, желание выразить свои чувства и желания специфическим речевым образом. Интересно, что во всех культурах сензитивный период развития речи один и тот же.

Единого мнения по вопросу о критических периодах у психологов не существует. Так, Л.С. Выготский считал, что психическое развитие ребенка имеет стабильные и кризисные этапы [9]. Кризисные периоды - это время поворота в психическом развитии, когда происходит появление новых психических образований, который он называл новообразованиями, через смену которых происходит возрастное развитие психики, подчеркивающие его неравномерность. При этом переход от одного периода к другому может проявляться в виде резкого изменения, "скачка" развития[15;37-67]

Критичность развития психических функций, приуроченного к определенному периоду, проявляется в необратимом, как принято считать, угасании возможностей эффективного развития соответствующих способностей после перехода возрастных границ данного периода [13;57-79.]. В этой связи понятия сенситивных и критических периодов во многом близки и нередко объединяются.

Понятие стадии используется достаточно специфично. Оно подразумевает тот факт, что происходят изменения в сущности или характеристиках индивида, которые реорганизуют его поведение. Представление о стадиальности психического развития человека противостоит идее непрерывности, постепенного совершенствования и накопления достижений. Она находит свое отражение в ведущихся в мировой психологии уже не одно десятилетие поисках единой периодизации, которая синтезировала бы разные стороны процесса развития и опиралась на его механизмы.

Выготский Л.С. называл проблему возрастной периодизации развития «центральной для всей детской психологии» и «ключом ко всем вопросам практики»[6;260]. Выготский составил свою периодизацию психического развития в детском возрасте, исключив из нее период юности, полагая, что она является первым возрастом в цепи зрелых возрастов, а там развитие подчинено другим закономерностям, отличным от закономерностей детского развития. Новым в своей периодизации он считал введение в ее схему критических возрастов, исключение из схемы эмбрионального периода, периода юности и включение возраста полового созревания в число стабильных, а не критических возрастов. Выготский говорил о том, что стабильные периоды имеют отчетливые границы начала и окончания, и их надо определять по этим границам, тогда как критические периоды надо считать от его кризисной точки, принимая за его начало ближайшее к этому сроку предшествующее полугодие, а за его окончание – ближайшее полугодие последующего возраста.

Страницы: 1 2 3 4


Динамизмы
Динамизм – мельчайшая единица, которой можно пользоваться при изучении индивида. Он определяется как "относительно устойчивый рисунок энергетических трансформаций, периодическое возникновение которого характерно для организма на протяжении его существования как живого" (1953, с. 103). Энергетической трансформацией является люб ...

Психика как субстанция и психика как субстрат
Этимологически слово «психика» (по-гречески «душа») имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика — это сущность, где внеположностъ и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях. Отраж ...

Причины суицидального поведения
Еще Дюркгейм выделил четыре основных мотива суицидов: альтруистический и эгоистический, с одной стороны, фаталистический и аномический - с другой. Действительно, сознательный уход из жизни возможен во имя какой-то большой цели, убеждений, ради спасения людей и т.д. Такие поступки, совершаемые по альтруистическим мотивам, высоко оценива ...