Материалы » Развитие психики человека в онтогенезе » Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе

Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе
Страница 3

В периодизации Л.С. Выготского представлены следующие возрасты:

Кризис новорожденности

Младенческий возраст (2 месяца- 1 год)

Кризис одного года

Раннее детство (1 год- 3 года)

Кризис трех лет

Дошкольный возраст (3 года – 7 лет)

Кризис семи лет

Школьный возраст (8 лет- 12 лет)

Кризис 13 лет

Пубертатный возраст (14 лет- 18 лет)

Кризис 17 лет

В отечественной психологии одной из наиболее развитых периодизаций психического развития является Д.Б. Эльконин. Он исследовал проблемы присвоения ребенком способов родовой человеческой деятельности как основы развития его специфически человеческих способностей[31;60-78].

В классификации Эльконина рассматриваются три эпохи жизни – раннее детство, детство и подростничество. В развитии детей Эльконин считал необходимым выделение стадий, возрастных периодов, а не просто временных промежутков. Он рассматривал возраст как «относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития» [30;42]. В каждой эпохе происходят смена ведущих типов деятельности, которые обуславливают изменения в развитии ребенка и переход его в новую эпоху. Вслед за периодами, в которых происходит преимущественное развитие мотивационной сферы, закономерно следуют периоды, в которых происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами, формирование операционно-технических возможностей детей. Эльконин расположил выделенные типы деятельности в системе «ребенок - общественный взрослый» и в системе «ребенок – общественный предмет» в той последовательности, в которой они становятся ведущими. В результате он получил следующий ряд, где наблюдается периодичность смены ведущих типов деятельности:

кризис новорожденности;

младенчество (непосредственно - эмоциональное общение);

кризис одного года;

раннее детство (предметно - манипулятивная деятельность);

кризис трех лет;

дошкольный возраст (ролевая игра);

кризис семи лет;

младший школьный возраст (учебная деятельность);

кризис 11-12 лет;

подростковый возраст (интимно-личностное общение);

кризис 15 лет;

старший подросток (учебно-профессиональная деятельность).

Внутри деятельности возникают и развиваются психологические новообразования. При смене одной ведущей деятельности другой происходит кризис.

Эльконин в представленной им схеме психического развития в детстве разработал идею о периодической смене, чередовании в онтогенезе двух типов деятельности. В деятельности могут быть выделены две стороны - мотивационно-потребностная сфера и операционно-технические возможности ребенка. Согласно гипотезе Эльконина, все детские возрасты могут быть разделены на два типа: 1)в возрастах первого периода (младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст) у ребенка развивается преимущественно мотивационно-общественная сторона некой деятельности; 2)в возрастах второго типа (раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность) у ребенка развивается уже операционная сторона этой деятельности [31;75-78].

Страницы: 1 2 3 4


Структура организма
Организм состоит из дифференцированных членов, действующих совместно. Эти члены друг от друга не изолированы и не обособлены, за исключением ненормальных или искусственных ситуаций, например, высокой тревоги. Первичная организация организмического функционирования – фигура и фон. Фигура – это любой процесс, который возникает и выделяетс ...

Методы диагностики восприятия
Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагалась серия рисунков, представленных на рисунке 5. Рисунок 5. Материал к методике «Чего не хватает на этих рисунках?» На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получал задание: «Определи и назови ...

Особенности свойств личности спортсменов
Личностные особенности студентов, занимающихся спортом, изучены по показателям ценностных ориентации, волевых качеств, интеллекта, свойств темперамента, мотивационной, коммуникативной и эмоциональной сферы. В общей сложности изучены 49 показателей свойств личности спортсменов. Анализ средних значений и вариативности показателей личност ...