Американскими учеными сделана попытка определить структуру склонностей, их роль в развитии личности. В качестве примера можно рассмотреть теорию склонностей Р.Каттеля.
Склонность индивидуума, по Каттелю, есть «психическая структура». Различаются «общие склонности», которые свойственны всем индивидуумам, подвергавшимся социальным влияниям, и «уникальные склонности», характеризующие определенную индивидуальность. Индивидуальные склонности Каттель, в свою очередь, подразделяет на относительно уникальные и абсолютно уникальные, которых не имеется ни у кого другого.
Склонности Каттель подразделяет также по признаку модальности, которой они выражаются. Если они приводят индивидуума в действие в направлении достижения определенной цели, то их называют «динамическими склонностями», если же они касаются эффективности, с которой индивидуум достигает желаемой цели, то их называют «склонностями-способностями» и, наконец, они могут быть связаны со сферой энергичности, эмоциональности – это «темпераментальные склонности».
Динамическим склонностям Каттель придает более важное практическое значение, чем остальным.
Интерес и склонности многими авторами рассматриваются как понятия идентичные. Так, в частности, Невский И.А., специально исследовавший данный вопрос, пишет, что «склонность понимается как качество личности, складывающееся в процессе воспитания и развития и сочетающее в себе устойчивый интерес к определенной области знаний, устойчивое эмоционально окрашенное стремление к деятельности в соответствующей этому интересу области, с более или менее развитыми способностями, умениями и навыками, обеспечивающими успешное творческое выполнение данной деятельности».
Специфические особенности склонности:
А) склонность как побуждение к деятельности всегда соответствует содержанию этой деятельности;
Б) склонность постоянно побуждает к постановке все новых и новых целей, усиливает общую работоспособность в деятельности и снимает утомляемость;
В) деятельность по склонности всегда личностно зависима, занимает важное место в жизни человека, перестраивает сознание личности.
Исследователь Лейтес Н.С. считает, что «подлинная склонность означает расположенность и к самому процессу деятельности». Орлов А.Б. отмечает: «Непосредственной, ближайшей общей предпосылкой, фундаментов для развития склонностей являются развитые познавательные интересы».
Содержательная взаимосвязь интересов и склонностей подростков наблюдается только в том случае, когда интересы приобретают характер устойчивых, стержневых. Так считает Щукина Г.И., которая пишет; «Из стержневого интереса уже с младшего подросткового возраста может вырастать и укрепляться соответствующая склонность…». «Познавательный интерес может приобрести характер склонности, если человек усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности, предпочитает этот вид деятельности другим, если, наконец, он связывает с нею жизненные планы».
Таким образом, развитие направленности идет, по мнению Орлова А.Б., по линии «влечение ® интерес ® склонность».
Преемственность развития интересов и склонностей можно схематически изобразить следующим образом:
возникновение интереса ® накопление отвечающих интересу знаний, умений, навыков ® развитие соответствующих способностей ® успешность в соответствующей деятельности ® развитие склонности к ней ® эмоциональная привлекательность деятельности ® подчинение всех поступков и помыслов личности данной склонности ® призвание.
Интерес и склонность являются стержнем (осью) направленности личности. Щукина Г.И. отмечает, что «познавательный интерес и склонность – важнейшая сторона не только познавательной, практической (трудовой), но и общей направленности личности учащихся, так как они характеризуют ее стремления, идеалы». По мнению Колесника А.С., «интерес и склонность выступают главной предпосылкой и причиной самообразования, и самообразование – жизненным способом удовлетворения интересов и склонностей».
Таким образом, самообразование представляется фактором, объединяющим общественные мотивы с мотивами познавательного интереса. Это еще раз подчеркивает важность интереса и склонностей в направленности личности.
ВЫВОД: Интерес можно рассматривать как один из компонентов структуры личности, определяющий ее направленность. Интерес необходимо отличать от потребности, мотива, склонности.
Этапы формирования аддикции
«Начало формирования аддиктивного процесса происходит всегда на эмоциональном уровне». «Исходная точка – переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза, необычного подъема, ощущение драматизма, риска в связи с определенными действиями (прием вещества, изменяющего ...
Внимание: понятие и формы проявления. Понятие категории Внимания
Внимание - направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все что угодно - предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.
Внимание не является самостоятельной психической функцией. Это особая форма психи ...
Личность
В своей первой книге "Личность: психологическая интерпретация" Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности. Он делает вывод, что адекватный синтез существующих определений может быть выражен в фразе: «Человек – это объективная реальность». Данное определение настолько же всеобъемлюще, насколько вмес ...
Разделы