Теоретические аспекты понятия «интересы»
Страница 2

Американскими учеными сделана попытка определить структуру склонностей, их роль в развитии личности. В качестве примера можно рассмотреть теорию склонностей Р.Каттеля.

Склонность индивидуума, по Каттелю, есть «психическая структура». Различаются «общие склонности», которые свойственны всем индивидуумам, подвергавшимся социальным влияниям, и «уникальные склонности», характеризующие определенную индивидуальность. Индивидуальные склонности Каттель, в свою очередь, подразделяет на относительно уникальные и абсолютно уникальные, которых не имеется ни у кого другого.

Склонности Каттель подразделяет также по признаку модальности, которой они выражаются. Если они приводят индивидуума в действие в направлении достижения определенной цели, то их называют «динамическими склонностями», если же они касаются эффективности, с которой индивидуум достигает желаемой цели, то их называют «склонностями-способностями» и, наконец, они могут быть связаны со сферой энергичности, эмоциональности – это «темпераментальные склонности».

Динамическим склонностям Каттель придает более важное практическое значение, чем остальным.

Интерес и склонности многими авторами рассматриваются как понятия идентичные. Так, в частности, Невский И.А., специально исследовавший данный вопрос, пишет, что «склонность понимается как качество личности, складывающееся в процессе воспитания и развития и сочетающее в себе устойчивый интерес к определенной области знаний, устойчивое эмоционально окрашенное стремление к деятельности в соответствующей этому интересу области, с более или менее развитыми способностями, умениями и навыками, обеспечивающими успешное творческое выполнение данной деятельности».

Специфические особенности склонности:

А) склонность как побуждение к деятельности всегда соответствует содержанию этой деятельности;

Б) склонность постоянно побуждает к постановке все новых и новых целей, усиливает общую работоспособность в деятельности и снимает утомляемость;

В) деятельность по склонности всегда личностно зависима, занимает важное место в жизни человека, перестраивает сознание личности.

Исследователь Лейтес Н.С. считает, что «подлинная склонность означает расположенность и к самому процессу деятельности». Орлов А.Б. отмечает: «Непосредственной, ближайшей общей предпосылкой, фундаментов для развития склонностей являются развитые познавательные интересы».

Содержательная взаимосвязь интересов и склонностей подростков наблюдается только в том случае, когда интересы приобретают характер устойчивых, стержневых. Так считает Щукина Г.И., которая пишет; «Из стержневого интереса уже с младшего подросткового возраста может вырастать и укрепляться соответствующая склонность…». «Познавательный интерес может приобрести характер склонности, если человек усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности, предпочитает этот вид деятельности другим, если, наконец, он связывает с нею жизненные планы».

Таким образом, развитие направленности идет, по мнению Орлова А.Б., по линии «влечение ® интерес ® склонность».

Преемственность развития интересов и склонностей можно схематически изобразить следующим образом:

возникновение интереса ® накопление отвечающих интересу знаний, умений, навыков ® развитие соответствующих способностей ® успешность в соответствующей деятельности ® развитие склонности к ней ® эмоциональная привлекательность деятельности ® подчинение всех поступков и помыслов личности данной склонности ® призвание.

Интерес и склонность являются стержнем (осью) направленности личности. Щукина Г.И. отмечает, что «познавательный интерес и склонность – важнейшая сторона не только познавательной, практической (трудовой), но и общей направленности личности учащихся, так как они характеризуют ее стремления, идеалы». По мнению Колесника А.С., «интерес и склонность выступают главной предпосылкой и причиной самообразования, и самообразование – жизненным способом удовлетворения интересов и склонностей».

Таким образом, самообразование представляется фактором, объединяющим общественные мотивы с мотивами познавательного интереса. Это еще раз подчеркивает важность интереса и склонностей в направленности личности.

ВЫВОД: Интерес можно рассматривать как один из компонентов структуры личности, определяющий ее направленность. Интерес необходимо отличать от потребности, мотива, склонности.

Страницы: 1 2 


Сравнение аддикций: гемблинг и наркомания
Ранее проведенное теоретическое исследование и анализ литературы по проблеме аддиктивных девиаций поведения позволил сделать сравнительный анализ аддикций: гемблинга и наркомании. Приведем полученные результаты. Гемблинг и наркомания - производные девиации, называемой аддиктивное поведение, т.е. для обеих форм отклонения от нормы харак ...

Межличностные отношения и отношение к совместной деятельности как показатели психологического климата классного коллектива
Центральными моментами анализа отношений в классном коллективе являются: 1) Анализ отношений детей к совместной деятельности в классе; 2) Анализ взаимоотношений (отношений детей друг к другу). Отношение к делу, к совместной деятельности сказывается на зрелости коллектива и проявляется во взаимоотношениях. Строго говоря, коллективом м ...

Сравнительный анализ социально-психологической адаптации первичного и контрольного исследования
Из полигонов частот, видно, что общий уровень социально-психологической адаптированности вырос с27,2 балла до 33,5 балла, т.е. с низкого уровня вырос почти до среднего. При первичном исследовании было выявлено только трое учащихся (02, 09, 10)- 30%, имеющих нормальный уровень социально-психологической адаптированности, остальные 70% уч ...