Американскими учеными сделана попытка определить структуру склонностей, их роль в развитии личности. В качестве примера можно рассмотреть теорию склонностей Р.Каттеля.
Склонность индивидуума, по Каттелю, есть «психическая структура». Различаются «общие склонности», которые свойственны всем индивидуумам, подвергавшимся социальным влияниям, и «уникальные склонности», характеризующие определенную индивидуальность. Индивидуальные склонности Каттель, в свою очередь, подразделяет на относительно уникальные и абсолютно уникальные, которых не имеется ни у кого другого.
Склонности Каттель подразделяет также по признаку модальности, которой они выражаются. Если они приводят индивидуума в действие в направлении достижения определенной цели, то их называют «динамическими склонностями», если же они касаются эффективности, с которой индивидуум достигает желаемой цели, то их называют «склонностями-способностями» и, наконец, они могут быть связаны со сферой энергичности, эмоциональности – это «темпераментальные склонности».
Динамическим склонностям Каттель придает более важное практическое значение, чем остальным.
Интерес и склонности многими авторами рассматриваются как понятия идентичные. Так, в частности, Невский И.А., специально исследовавший данный вопрос, пишет, что «склонность понимается как качество личности, складывающееся в процессе воспитания и развития и сочетающее в себе устойчивый интерес к определенной области знаний, устойчивое эмоционально окрашенное стремление к деятельности в соответствующей этому интересу области, с более или менее развитыми способностями, умениями и навыками, обеспечивающими успешное творческое выполнение данной деятельности».
Специфические особенности склонности:
А) склонность как побуждение к деятельности всегда соответствует содержанию этой деятельности;
Б) склонность постоянно побуждает к постановке все новых и новых целей, усиливает общую работоспособность в деятельности и снимает утомляемость;
В) деятельность по склонности всегда личностно зависима, занимает важное место в жизни человека, перестраивает сознание личности.
Исследователь Лейтес Н.С. считает, что «подлинная склонность означает расположенность и к самому процессу деятельности». Орлов А.Б. отмечает: «Непосредственной, ближайшей общей предпосылкой, фундаментов для развития склонностей являются развитые познавательные интересы».
Содержательная взаимосвязь интересов и склонностей подростков наблюдается только в том случае, когда интересы приобретают характер устойчивых, стержневых. Так считает Щукина Г.И., которая пишет; «Из стержневого интереса уже с младшего подросткового возраста может вырастать и укрепляться соответствующая склонность…». «Познавательный интерес может приобрести характер склонности, если человек усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности, предпочитает этот вид деятельности другим, если, наконец, он связывает с нею жизненные планы».
Таким образом, развитие направленности идет, по мнению Орлова А.Б., по линии «влечение ® интерес ® склонность».
Преемственность развития интересов и склонностей можно схематически изобразить следующим образом:
возникновение интереса ® накопление отвечающих интересу знаний, умений, навыков ® развитие соответствующих способностей ® успешность в соответствующей деятельности ® развитие склонности к ней ® эмоциональная привлекательность деятельности ® подчинение всех поступков и помыслов личности данной склонности ® призвание.
Интерес и склонность являются стержнем (осью) направленности личности. Щукина Г.И. отмечает, что «познавательный интерес и склонность – важнейшая сторона не только познавательной, практической (трудовой), но и общей направленности личности учащихся, так как они характеризуют ее стремления, идеалы». По мнению Колесника А.С., «интерес и склонность выступают главной предпосылкой и причиной самообразования, и самообразование – жизненным способом удовлетворения интересов и склонностей».
Таким образом, самообразование представляется фактором, объединяющим общественные мотивы с мотивами познавательного интереса. Это еще раз подчеркивает важность интереса и склонностей в направленности личности.
ВЫВОД: Интерес можно рассматривать как один из компонентов структуры личности, определяющий ее направленность. Интерес необходимо отличать от потребности, мотива, склонности.
Эмпирическое исследование влияния межличностных
отношений на психологический климат в группе. Организация и методика исследования
Психологические исследования были проведены на базе 3 курса Ростовского педагогического колледжа (специальность - социальный педагог). В группе 15 студентов, в исследовании принимало участие все 15 человек, из них 7 юношей и 8 девушек, в возрасте от 18-20 лет.
Теперь перейдем к обоснованию методического инструментария и более подробно ...
Экспериментальные исследования по выявлению роли отца в семье.
Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента
Исследование проходило в три этапа:
1этап. Выбор диагностических методик, позволяющих определить роль отца в жизни ребенка.
2 этап. Проведение диагностического исследования по определению роли отца в жизни ребенка.
3 этап. Качественный и количественный анализ в ходе исследованных данных.
Цель: изучить особенности детско-отцовских от ...
Изобразительные жесты
А теперь проведем эксперимент. Задайте тому, кто находится сейчас рядом с вами или близко от вас, вопрос: "Что такое винтовая лестница и рябь на воде?" В ответ услышите: "Это лестница вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь . (волнообразное движение рукой по горизонтали)". Задайте ...
Разделы