Материалы » Особенности формирования самооценки у подростков с нарушением интеллекта » Особенности самооценки у подростков с нарушением интеллекта

Особенности самооценки у подростков с нарушением интеллекта
Страница 2

Корригирующее влияние специального обучения и воспитания на развитие таких личностных качеств , как умение оценить себя и результат своей деятельности, прослежено в ряде психологических исследований (И.П.Ушакова, Г.М.Дульнев и др.). Особенно большую роль играет трудовое обучение. Оценочные критерии умственно отсталых школьников изменяются в ходе трудового обучения.

Можно заметить, что в старших классах у учеников с недостатками умственного развития отчетливо обнаруживается тенденция к адекватной самооценке. Показательно, что недооценка своих возможностей обычно отмечается у учащихся с лучшей успеваемостью и соответственно с более высоким уровнем интеллекта. Для школьников, успевающих слабо, т.е. с более выраженной умственной отсталостью, характерна переоценка своих возможностей, т.е. завышенная самооценка и высокий уровень притязаний.

Ж.И. Кожалиева отмечает, что в самооценке учащихся старших классов появляется новый компонент, они оценивают не только внутренние(личностные) качества, появляется оценка качеств внешних (физических). В их суждениях нередко звучит желание критически оценить свою внешность и внешность других людей.

К практическим занятиям подростки относятся с большим вниманием и серьезностью, чем ученики младших классов. Они выслушают инструкцию целиком, после чего некоторые из них говорят : «Не умею так делать», «Не знаю, как нужно делать», т.е. они не переоценивают своих возможностей, напротив, сомневаются в них. Самооценка учащихся становится более реалистичной. Причем сомнения в своих успехах обычно выражают интеллектуально более сохранные подростки.

В исследовании А.В.Захаровой и Т.Ю.Андрущенко была выявлена взаимосвязь уровней сформированности учебной деятельности с особенностями самооценки школьников. Относительно устойчивая, адекватная и рефлексивная самооценка наблюдалась у детей с высоким уровнем сформированности учебной деятельности. Такие учащиеся обычно использовали в качестве средств самооценки анализ объекта деятельности и способов его преобразования. Низкому уровню сформированности учебной деятельности соответствовала недостаточная рефлексивность самооценки, ее большая категоричность и неадекватность.

По мнению многих авторов, умственно отсталые дети как младшего,так и старшего школьного возраста преимущественно положительно относятся к учению. Вместе с тем у некоторых учеников младших классов наблюдается индифферентное отношение к учебной деятельности, а у отдельных старшеклассников- отрицательное. Такое отношение к учению в старших классах возникает чаще всего из-за отсутствия интереса к учебной деятельности и постоянных неудач.

Педагогическая оценка в специальной школе для умственно отсталых детей становится фактором положительного отношения к учению только в том случае, если учащиеся правильно понимают содержание каждой оценки и критериев оценивания.

В процессе коррекционного обучения происходит формирование адекватной самооценки у большинства умственно отсталых учащихся и ведущая роль в этом принадлежит учителю.

Страницы: 1 2 


Концепция черт личности
Не существует двух совсем одинаковых людей. Любой человек ведет себя с определенным постоянством и не так, как другие. Объяснение этому Олпорт дает в своей концепции «черты», которую он считал наиболее валидной «единицей анализа» для изучения того, что представляют собой люди и как они своим поведением отличаются друг от друга. Олпорт ...

Понятие порогов и диапазона чувствительности
Возможности анализаторов отражать отдельные свойства раздражителей или тонкие различия между ними характеризуют пороги ощущений. Изучением и измерением порогов ощущений занимается психофизика, основателем которой считают Г. Фехнера (1860). Нижний абсолютный порог Нижний абсолютный порог — это минимальная величина раздражителя, вызыва ...

Психологическое содержание феномена застенчивости
Застенчивость следует рассматривать как процесс, как состояние и как свойство личности. Застенчивость как процесс по-разному проявляется у людей в зависимости от возраста и профессии, может усиливаться и ослабевать под влиянием личных воздействий, имеет временные характеристики и определенную интенсивность. Ее можно представить в виде к ...