Виды профессиональной компетентности
Страница 4

Зимняя И.А. опираясь на сформулированные в отечественной психологии положения таких авторов как: Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, А.К. Маркова, выделяет следующие виды компетентностей:

– «компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности

– компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми

– компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах» (14, 40 с.).

Таким образом, каждая группа компетентностей включает в себя виды, образуя тем самым 10 основных компетенций:

1. компетенции здоровье сбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание и соблюдение правил личной гигиены;

2. компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, ценности культуры;

3. компетенции интеграции: структурирование знаний, расширение накопленных знаний;

4. компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина;

5. компетенции самосовершенствования, саморазвития, саморегулирования, личностной и предметной рефлексии, смысл жизни, профессиональное развитие;

6. компетенции социального взаимодействия;

7. компетенции в общении;

8. компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач, интеллектуальная деятельность;

9. компетенции деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность;

10. компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации.

Первые пять основных компетенций входят в состав компетентности, относящейся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Шестая, седьмая компетенции входят в состав компетентностей, относящихся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы. И компетенции с восьмой по десятую образуют компетентность, относящуюся к деятельности человека.

Зеер Э.Ф. выделяет следующие компоненты профессиональной компетентности:

· социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

· специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

· персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализация себя в профессиональном труде;

· аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций (15, 53 с.).

Из вышесказанного видно, что, описывая понятие профессиональной компетентности, обязательным является определение основных ее составляющих, что порождает многообразие классификаций данного феномена. Как отечественные, так и зарубежные авторы занимались разработкой подобного рода классификаций, что свидетельствует об актуальности изучения проблематики профессиональной компетентности.

Проанализировав многочисленные психологические источники мы пришли к выводу, что профессиональная компетентность состоит из различных специфичных компетенций, определяющих успешность выполнения профессиональной деятельности и являющихся неотъемлемой частью личности профессионала. Одной из таких компетенций является личностная компетенция, обеспечивающая личностное развитие и самосовершенствование в процессе профессиональной деятельности. В дальнейшем мы перейдем к рассмотрению основных личностных характеристик муниципальных служащих, составляющих его профессиональную компетентность.

Страницы: 1 2 3 4 


Выводы
1. Самооценка студентов-спортсменов характеризуется более высоким уровнем, меньшей дифференцированностью и более высокой адекватностью по сравнению с самооценкой лиц, не занимающихся спортом. С спортивная деятельность оказывает позитивное влияние на самооценку личности и мо­жет быть рекомендована как средство ее целенаправленной коррекц ...

Эмпатия как психологическая категория
Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — категория современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное ...

Изобразительные жесты
А теперь проведем эксперимент. Задайте тому, кто находится сейчас рядом с вами или близко от вас, вопрос: "Что такое винтовая лестница и рябь на воде?" В ответ услышите: "Это лестница вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь . (волнообразное движение рукой по горизонтали)". Задайте ...