• социально-перцептивную компетентность (так как деятельность профконсультанта относится к системе «человек-человек», то необходима система знаний о типах личности, детерминантах поведения и отношений, восприятии и понимании человека человеком и пр.);
• коммуникативную компетентность (в виду того, что деятельность профконсультантов осуществляется в процессе общения, необходимы знания содержания различных форм межличностного общения, методов психологических воздействий, особенностей их применения) (11, 71 с.).
Таким образом, структура и содержание профессиональной компетентности, с точки зрения акмеологического подхода, во многом определяется спецификой выполняемой профессиональной деятельности и ее принадлежности к определенным типам.
По мнению Деркача А.А. психологическая компетентность занимает особую роль в структуре профессиональной компетентности, если деятельность относится к классам «человек-человек», «человек-группа или коллектив» и «человек – большие социальные группы» (по классификации Е.А. Климова). Причем, психологическая компетентность позволяет эффективно взаимодействовать и управлять «человеческой составляющей» управляемых систем.
Разработкой и изучением различных видов компетентности уделялось немалое внимание и Бодалев А.А. Автор выделяет основные три группы профессиональной компетентности: «компетентность в профессиональной деятельности, компетентность в профессиональном общении и компетентность в реализации личности профессионала» (5, 314 с.) и виды профессиональной компетентности внутри каждой из групп.
Компетентность в профессиональной деятельности и ее виды:
- специальная (знание своего дела);
- технологическая;
- субъектная;
- профессиологическая (осведомленность в мире профессий);
- правовая;
- экономическая и т.д.
Компетентность в профессиональном общении и ее виды:
- коммуникативная, общенческая (способность к сотрудничеству);
- социально-перцептивная (способность к восприятию другого человека);
- дифференциально-психологическая;
- диагностическая (способность к изучению другого человека);
- этическая;
- эмпатийная;
- межкультурная, социокультурная (терпимость к другим культурам);
- конфликтная и др.
Компетентность в развитии личности профессионала и ее виды:
- психологическая (умение изучать другого человека);
- индивидуальная, аутопсихологическая (умение изучать себя);
- культурная (способность к усвоению культурных норм, принятых в данном обществе как эталонов для развития своей личности);
- рефлексивная и др.
Таким образом, рассмотрение системных характеристик компетентности показывает, что она содержит различные взаимосвязные компоненты. Стержневой составной частью профессиональной компетентности является психологическая компетентность, которая включает в себя: социально-перцептивную компетентность, социально-психологическую, аутопсихологическую, коммуникативную, психолого-педагогическую компетентность.
Бодалев А.А. утверждает, что каждая из данных компетентностей включает в себя ряд определенных свойств и умений личности. Так в основе социально – перцептивной компетентности лежат такие интегративные свойства и умения, как проницательность и наблюдательность.
Уровень аутопсихологической компетентности определяет развитие таких характеристик как качество самоанализа, адекватность самооценки, уровень саморегуляции, самоэффективность и другие важнейшие свойства.
Так же выделяют рефлексивную компетентность, которая «состоит в осведомленности относительно процессов актуализации личности, реализации рефлексивных способностей в осмыслении и преодолении стереотипов мышления и образования нового инновационного содержания» (1, 156 с.).
Важным видом профессиональной и психологической компетентности является конфликтологическая компетентность. В основе данного вида лежит умение разрешать конфликты и управлять ими.
Исследования в рамках акмеологии позволили выделить новую акмеологическую категорию – «акмеологическая компетентность» (1, 161 с.). В общем виде, она рассматривается как когнитивный компонент системы профессионализма акмеолога, сфера его профессионального ведения включает акмеологические знания о принципах и закономерностях развития зрелой личности и ее профессионализма.
Тушов П.Я. предлагает различные уровни компетентности менеджеров: Неосознанная некомпетентность (некомпетентный менеджер).
Глоссарий.
Идентичность – смешение ролей.
Кризис идентичности –проявляется в чувстве «отставания от жизни», в потере интереса к жизни, в переживаниях усталости и жизненной скуки, в отсутствии ощущения полноты жизни.
Стагнация– чрезмерная поглощенность собой:излишняя озабоченность своим здоровьем, стремление уберечь свой личный покой, стремление ...
Деструктивная сущность
аддиктивного поведения
Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. Способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращаются в ...
Расстройства
памяти
Память — одна из самых уязвимых способностей человека, ее многообразные нарушения весьма распространены. Индивидуальные параметры человеческой памяти отличаются очень большим диапазоном, поэтому понятие «нормальная память» достаточно расплывчато. Например, ваши воспоминания вдруг становятся живее и резче, детальнее обычного, в них вос ...



Разделы