Виды профессиональной компетентности
Страница 2

• социально-перцептивную компетентность (так как деятельность профконсультанта относится к системе «человек-человек», то необходима система знаний о типах личности, детерминантах поведения и отношений, восприятии и понимании человека человеком и пр.);

• коммуникативную компетентность (в виду того, что деятельность профконсультантов осуществляется в процессе общения, необходимы знания содержания различных форм межличностного общения, методов психологических воздействий, особенностей их применения) (11, 71 с.).

Таким образом, структура и содержание профессиональной компетентности, с точки зрения акмеологического подхода, во многом определяется спецификой выполняемой профессиональной деятельности и ее принадлежности к определенным типам.

По мнению Деркача А.А. психологическая компетентность занимает особую роль в структуре профессиональной компетентности, если деятельность относится к классам «человек-человек», «человек-группа или коллектив» и «человек – большие социальные группы» (по классификации Е.А. Климова). Причем, психологическая компетентность позволяет эффективно взаимодействовать и управлять «человеческой составляющей» управляемых систем.

Разработкой и изучением различных видов компетентности уделялось немалое внимание и Бодалев А.А. Автор выделяет основные три группы профессиональной компетентности: «компетентность в профессиональной деятельности, компетентность в профессиональном общении и компетентность в реализации личности профессионала» (5, 314 с.) и виды профессиональной компетентности внутри каждой из групп.

Компетентность в профессиональной деятельности и ее виды:

- специальная (знание своего дела);

- технологическая;

- субъектная;

- профессиологическая (осведомленность в мире профессий);

- правовая;

- экономическая и т.д.

Компетентность в профессиональном общении и ее виды:

- коммуникативная, общенческая (способность к сотрудничеству);

- социально-перцептивная (способность к восприятию другого человека);

- дифференциально-психологическая;

- диагностическая (способность к изучению другого человека);

- этическая;

- эмпатийная;

- межкультурная, социокультурная (терпимость к другим культурам);

- конфликтная и др.

Компетентность в развитии личности профессионала и ее виды:

- психологическая (умение изучать другого человека);

- индивидуальная, аутопсихологическая (умение изучать себя);

- культурная (способность к усвоению культурных норм, принятых в данном обществе как эталонов для развития своей личности);

- рефлексивная и др.

Таким образом, рассмотрение системных характеристик компетентности показывает, что она содержит различные взаимосвязные компоненты. Стержневой составной частью профессиональной компетентности является психологическая компетентность, которая включает в себя: социально-перцептивную компетентность, социально-психологическую, аутопсихологическую, коммуникативную, психолого-педагогическую компетентность.

Бодалев А.А. утверждает, что каждая из данных компетентностей включает в себя ряд определенных свойств и умений личности. Так в основе социально – перцептивной компетентности лежат такие интегративные свойства и умения, как проницательность и наблюдательность.

Уровень аутопсихологической компетентности определяет развитие таких характеристик как качество самоанализа, адекватность самооценки, уровень саморегуляции, самоэффективность и другие важнейшие свойства.

Так же выделяют рефлексивную компетентность, которая «состоит в осведомленности относительно процессов актуализации личности, реализации рефлексивных способностей в осмыслении и преодолении стереотипов мышления и образования нового инновационного содержания» (1, 156 с.).

Важным видом профессиональной и психологической компетентности является конфликтологическая компетентность. В основе данного вида лежит умение разрешать конфликты и управлять ими.

Исследования в рамках акмеологии позволили выделить новую акмеологическую категорию – «акмеологическая компетентность» (1, 161 с.). В общем виде, она рассматривается как когнитивный компонент системы профессионализма акмеолога, сфера его профессионального ведения включает акмеологические знания о принципах и закономерностях развития зрелой личности и ее профессионализма.

Тушов П.Я. предлагает различные уровни компетентности менеджеров: Неосознанная некомпетентность (некомпетентный менеджер).

Страницы: 1 2 3 4


Я – концепция
Я-концепция - одно из базовых понятий гуманистической психологии, устойчивая совокупность представлений индивида о себе, интегральная характеристика, на базе которой индивидом строится отношение к себе и взаимодействие с другими людьми. Я-концепция, как научное понятие, вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может ...

Межличностные отношения и отношение к совместной деятельности как показатели психологического климата классного коллектива
Центральными моментами анализа отношений в классном коллективе являются: 1) Анализ отношений детей к совместной деятельности в классе; 2) Анализ взаимоотношений (отношений детей друг к другу). Отношение к делу, к совместной деятельности сказывается на зрелости коллектива и проявляется во взаимоотношениях. Строго говоря, коллективом м ...

Двигательная активность
Лечение детей с СДВГ обязательно должно включать физическую реабилитацию. Это специальные упражнения, направленные на восстановление поведенческих реакций, выработку координированных движений с произвольным расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры [27]. Положительный эффект физических упражнений, особенно на сердечно-сосудисту ...