Спортивная деятельность понимается как многосторонний процесс активности человека, в котором, наряду с физическими, развиваются и совершенствуются психические свойства личности (Словарь-справочник под ред. В.У. Агеевца, 1996). Действительно, факт единства деятельности и сознания (следовательно, и личности) в отечественной психологии является аксиоматичным, ставшим одним из основополагающих методологических принципов (Рубинштейн С.Л., 2001). Самооценка, как свойство личности очень тесно связана с различными характеристиками деятельности спортсмена (Дашкевич О.В., 1981; Лозовая Г.В., 2003) Так, Н.Б. Стамбулова (1999) отмечает, что одним из симптомов кризиса спортивной карьеры является снижение самооценки. Какими же характеристиками, по которым она может быть изучена, обладает деятельность спортсмена? В изученной литературе довольно развёрнуто представлен анализ особенностей соревновательной и тренировочной деятельности, черт спорта, как вида деятельности, наиболее характерных личностных особенностей спортсменов в связи с их деятельностью (Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И, 2000; Лозовая Г.В., 2003; Медведев В.В., 1993; Попов А.Л., 2000; Пуни А.Ц., 1984). Однако чётко сформулированного ответа на вопрос о тех свойствах деятельности спортсмена, по которым она может быть оценена, нет. Есть лишь разрозненные, несистематизированные мнения на этот счёт. Объединив имеющиеся данные, можно сделать вывод о том, что деятельность спортсмена характеризуется по степени адаптированности к занятиям спортом, надёжности и эффективности спортсмена, уровню его спортивного мастерства. Следует также отметить, что в качестве критериев адаптированности человека к деятельности часто рассматривается его успешность и степень удовлетворённости (Дмитриева М.А., 1991; Жмыриков А.Н., 1998; Николаев А.Н. 1984; Руфова Н.Л., 1999). Поскольку успешность спортсмена во многом связана с его надёжностью, эффективностью и уровнем его спортивной квалификации, то можно говорить о том, что главной характеристикой деятельности спортсмена и одновременно критерием, по которому она может быть оценена, является степень адаптированности спортсмена, проявляющаяся через успешность и удовлетворённость.
Рассмотрим роль самооценки в проявлении данных характеристик деятельности спортсмена. Изучая соотношение понятий самооценка и адаптро-ванность, есть основание утверждать, что независимой переменной является самооценка. При наличии корреляционных взаимосвязей между этими показателями можно говорить о влиянии показателей самооценки на уровень адап-тиованности, а не наоборот.
Функции самооценки (ориентировочная и регулятивная) служат для оптимизации процесса адаптации (Лозовая Г.В., 2003), которая, в свою очередь является базисной функцией всех психических явлений. СВ. Жилин (2003), вслед за Н.Б. Стамбуловой (1999) выделяет следующие показатели адаптированное™ к спортивной карьере: спортивные приобретения; спортивные ограничения; соответствие целей и результатов спортивной карьеры; затраты, связанные с карьерой; успешность спортивной карьеры; удовлетворённость спортивной карьерой. Чаще других в изученной литературе встречаются данные о взаимосвязи самооценки с последними двумя.
По данным Г.В. Лозовой (2002), личностная самооценка тренеров связана с различными аспектами их профессиональной удовлетворённости опосредовано, через профессиональную самооценку. Чем выше уровень последней, тем выше удовлетворенность тренеров достигаемыми результатами, отношениями с коллегами, руководством, содержанием своей деятельности и деятельностью в целом, своим профессиональным статусом, подготовленностью и уровнем собственного профессионализма. Эти данные дополняются результатами, согласно которым самооценка студентов АФК, магистров и тренеров связана с удовлетворенностью профессиональным выбором и интегральным показателем профессионального самоопределения (Лозовая Г.В., 2003), а самооценка коммуникабельности и адаптивности у юных спортсменов — с удовлетворенностью спортивной карьерой (Лозовая Г.В., 2002). Это согласуется с данными СВ. Жилина (2003), говорящими о том, что для удовлетворённых самореализацией в спорте спортсменов, характерны высокие показатели самооценок здоровья, интеллекта, воли, коммуникабельности и жизненно важных качеств, а также общей самооценки личности.
Анализ цикла занятий «Мир дома моего».
Цель цикла занятий:
Активизация социального образа представления подростка о себе в настоящем и будущем.
Первое занятие стимулирует частичное осознание подростком себя как меняющегося во времени субъекта.
Однако 50% подростков словесно рисуют себя с негативной точки зрения и только после беседы психологом подростки находят в своих че ...
Вступление
В работе на тему “Характер и его типы. Акцентуация характера” рассмотрены вопросы: понятие “характер”, учение о происхождении характера, типы характеров и их акцентуация. Слово “характер” употребляют, во-первых, когда хотят оценить поведение человека, во-вторых, когда речь идет не о случайных особенностях поведения, а о постоянных, прив ...
Исследования проблемы профессиональных установок студентов,
обучающихся в вузе. Анкетирование
как метод исследования проблем профессиональных установок студентов
Важность изучения профессиональных установок студентов связана с выявлением цели обучения в университете и основной причины, по которой студенты выбирают именно данный тип учебного заведения. Выбор вуза выпускниками школ – это не только выбор места учебы, но и профессиональное самоопределение, признание ими приоритета определенного обра ...



Разделы