Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Взаимосвязь самооценки и адаптированности спортсмена к деятельности

Взаимосвязь самооценки и адаптированности спортсмена к деятельности
Страница 1

Спортивная деятельность понимается как многосторонний процесс ак­тивности человека, в котором, наряду с физическими, развиваются и совер­шенствуются психические свойства личности (Словарь-справочник под ред. В.У. Агеевца, 1996). Действительно, факт единства деятельности и сознания (следовательно, и личности) в отечественной психологии является аксиома­тичным, ставшим одним из основополагающих методологических принципов (Рубинштейн С.Л., 2001). Самооценка, как свойство личности очень тесно связана с различными характеристиками деятельности спортсмена (Дашкевич О.В., 1981; Лозовая Г.В., 2003) Так, Н.Б. Стамбулова (1999) отмечает, что од­ним из симптомов кризиса спортивной карьеры является снижение самооцен­ки. Какими же характеристиками, по которым она может быть изучена, обла­дает деятельность спортсмена? В изученной литературе довольно развёрнуто представлен анализ особенностей соревновательной и тренировочной дея­тельности, черт спорта, как вида деятельности, наиболее характерных лично­стных особенностей спортсменов в связи с их деятельностью (Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И, 2000; Лозовая Г.В., 2003; Медведев В.В., 1993; Попов А.Л., 2000; Пуни А.Ц., 1984). Однако чётко сформулированного ответа на вопрос о тех свойствах деятельности спортсмена, по которым она может быть оценена, нет. Есть лишь разрозненные, несистематизированные мнения на этот счёт. Объединив имеющиеся данные, можно сделать вывод о том, что деятельность спортсмена характеризуется по степени адаптированности к занятиям спор­том, надёжности и эффективности спортсмена, уровню его спортивного мас­терства. Следует также отметить, что в качестве критериев адаптированности человека к деятельности часто рассматривается его успешность и степень удовлетворённости (Дмитриева М.А., 1991; Жмыриков А.Н., 1998; Николаев А.Н. 1984; Руфова Н.Л., 1999). Поскольку успешность спортсмена во многом связана с его надёжностью, эффективностью и уровнем его спортивной ква­лификации, то можно говорить о том, что главной характеристикой деятель­ности спортсмена и одновременно критерием, по которому она может быть оценена, является степень адаптированности спортсмена, проявляющаяся че­рез успешность и удовлетворённость.

Рассмотрим роль самооценки в проявлении данных характеристик дея­тельности спортсмена. Изучая соотношение понятий самооценка и адаптро-ванность, есть основание утверждать, что независимой переменной является самооценка. При наличии корреляционных взаимосвязей между этими показа­телями можно говорить о влиянии показателей самооценки на уровень адап-тиованности, а не наоборот.

Функции самооценки (ориентировочная и регулятивная) служат для оптимизации процесса адаптации (Лозовая Г.В., 2003), которая, в свою очередь является базисной функцией всех психических явлений. СВ. Жилин (2003), вслед за Н.Б. Стамбуловой (1999) выделяет следующие показатели адаптиро­ванное™ к спортивной карьере: спортивные приобретения; спортивные огра­ничения; соответствие целей и результатов спортивной карьеры; затраты, свя­занные с карьерой; успешность спортивной карьеры; удовлетворённость спор­тивной карьерой. Чаще других в изученной литературе встречаются данные о взаимосвязи самооценки с последними двумя.

По данным Г.В. Лозовой (2002), личностная самооценка тренеров связа­на с различными аспектами их профессиональной удовлетворённости опосре­довано, через профессиональную самооценку. Чем выше уровень последней, тем выше удовлетворенность тренеров достигаемыми результатами, отноше­ниями с коллегами, руководством, содержанием своей деятельности и дея­тельностью в целом, своим профессиональным статусом, подготовленностью и уровнем собственного профессионализма. Эти данные дополняются резуль­татами, согласно которым самооценка студентов АФК, магистров и тренеров связана с удовлетворенностью профессиональным выбором и интегральным показателем профессионального самоопределения (Лозовая Г.В., 2003), а са­мооценка коммуникабельности и адаптивности у юных спортсменов — с удов­летворенностью спортивной карьерой (Лозовая Г.В., 2002). Это согласуется с данными СВ. Жилина (2003), говорящими о том, что для удовлетворённых самореализацией в спорте спортсменов, характерны высокие показатели само­оценок здоровья, интеллекта, воли, коммуникабельности и жизненно важных качеств, а также общей самооценки личности.

Страницы: 1 2 3


Социализация ребёнка в семье
Родительская семья — важнейший институт социализации раннего детства. Это та сфера, в которой изначально происходит наиболее активное социальное взаимодействие ребенка, где закладывается его эмоциональная жизнь, создается ценностно-нормативная структура его личности. Стадия ранней социализации, которая происходит в семье, — важнейший п ...

Значение стиля воспитания в развитии эгоцентризма у подростков
Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь детей. Тем не менее, существует ряд объективных социальных факторов, которые, так или иначе, сказываются на всех без исключения семьях. Ср ...

Развитие личности в игровой деятельности. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью. Проблема игры как деятельность всегда находилась в центре внимания исследований детского развития (В; Штерн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже; А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В зарубежной психологии игра трактуется как деятельность по природе инстинктивно-биологическая. В отечественной психоло ...