Профессиональное формирование человека кроме освоения необходимыми знаниями и навыками подразумевает также изменение структуры личности будущего специалиста. Особенно это касается тех профессий, которые имеют непосредственный контакт с людьми: педагоги, врачи и т.д. Очень часто учитель обладает достаточным знанием своего предмета, эрудирован, имеет педагогические навыки, но он не может на высоком уровне вести педагогический процесс, так как не имеет определенной ценностной установки в отношении своей профессии. Наличие такой установки существенно изменило бы отношение учителя к своей профессии, определило бы успешную профессиональную деятельность. Часто случается и так, что студенты, избравшие определенную профессию, на этапе обучения в вузе разочаровываются в своем выборе. Это обычно связано со стихийностью процесса профессионального самоопределения в школьные годы, его обусловленности внешними и внутренними (личностными) причинами, далеко не всегда оказывающими положительное влияние, недостаточным уровнем профессионального воспитания в самом высшем учебном заведении.
В результате во многих вузах сегодня учится немало студентов, не имеющих соответствующей установки к получению профессии, а лишь мечтающих о заветной «корочке» – дипломе о высшем образовании. Как показывает практика, многие из таких студентов в дальнейшем долгое время не могут найти свое место в жизни. Поэтому еще на этапе вузовского обучения и воспитания необходимо выявление таких структурных изменений личности и соответственно изучение формирования таких личностных новообразований, которые обусловливают профессионально-педагогическое формирование личности будущего учителя.
Данные новообразования педагогами и психологами обозначаются разными названиями (профессиональная направленность, профессиональное сознание, профессиональное становление, профессиональная позиция, психологическая готовность к осуществлению профессиональной деятельности, и т.д.) и имеют разные значения. Мы считаем, что для обозначения данного психологического новообразования наиболее адекватным является понятие профессионально-ценностной установки.
Под профессионально-ценностной установкой будущего специалиста мы понимаем важнейший компонент структуры личности, который выражает предпочтительное отношение к ценностям профессии и находит свое выражение в интересах, потребностях, взглядах, оценках, мотивах. Поэтому, на наш взгляд, «профессионально-ценностная установка будущего специалиста – это осознание личностью своей внутренней позиции, своего отношения, положительной значимости профессиональной педагогической деятельности для саморазвития, самовоспитания и творческой самореализации личности, наличие когнитивной, аффективной, аксиологической и конативной готовности к ее осуществлению в соответствии с требованиями профессиональной педагогической деятельности».
Профессионально-ценностная установка будущего специалиста имеет четыре компонента: знания, эмоции, ценности и действия. Поэтому ее воспитание сводится к изменению одной или нескольких их составляющих (Таблица 1).
Таблица 1 - Формы и методы, используемые для реализации модели формирования профессиональных установок студентов
|
Формы и методы, используемые для реализации модели воспитания |
Формирование проф.установок |
|
Методы стимулирования и мотивации (Л.М. Митина), обучение в сотредничестве (Ш.А. Амонашвили), методы развивающего и саморазвивающего обучения (Е.А. Ямбург, Г.К. Селевко), метод развития профессионально важных качеств (В.Э. Антрушкевич, В.Б. Борейша) |
Установка на приобретаемую профессию |
|
Методы интенсификации обучения (В.Ф. Шаталов), индивидуальное творческое задание (метод проектов Ф.Н. Апиш и Н.В. Надеиной), методы групповой работы (А. Осборн, Дж. Айан) |
Заинтересованность в приобретаемой профессии |
|
Методы личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская), работа в «экспертных группах», работа в малых группах (И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек), метод «мозговой атаки» А. Осборна |
Сформированность профессиональных целей |
|
Метод профессиограмм и психограмм профессии (М.Д. Дмитриева, А.А. Крылов, В.Д. Симоненко), деловые и ролевые игры (Н.С. Пряжников, Е.А. Климов и др.) |
Связь будущего с приобретаемой профессией |
Существует два основных фактора, которые обусловливают возникновение или изменение профессионально-ценностной установки у студента – будущего специалиста: субъективный (потребности человека) и объективный (внешняя среда). Установка есть внутренняя форма поведения, возникающая под влиянием потребностей и воздействия внешней среды. Любая деятельность связана с приведением личности в соответствующую готовность. Именно настрой личности на деятельность и составляет ее установку. Сам же поведенческий акт характеризует реализацию установки.
Понятие агрессивность и её проявления
Агрессия (наказание, приступ):
1. любое действие или ряд действий, непосредственной целью которых является причинение физического вреда или иного ущерба;
2. мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), принося ...
Роль
нравственно-психологических основ в супружеских отношениях
В течение первых двух лет совместной жизни происходит формирование супружеского стиля пары. Супружеский стиль - это способ организации жизни супружеской пары, то каким образом в ней распределены роли и обязанности. Главная задача пары в течение этого периода состоит в том, чтобы установить приемлемый для обоих стиль совместного проживан ...
Самочувствие личности в группе
Под самочувствием личности в группе понимается то общее психологическое состояние, эмоциональный и моральный настрой, который у нее доминирует в результате длительного пребывания в данной группе. Для того чтобы точнее определить самочувствие большинства индивидов в группе, в психологии пользуются понятием психологический климат. Его м ...



Разделы