Это одна из наиболее классических схем детерминации конфликта: два человека, если брать идеальный случай, нормальные люди без внутриличностных конфликтов, достаточно совместимые, начинают конфликтовать из-за чего-то третьего, соперничают за некоторый спорный объект.
Основной механизм детерминации конфликта - мотивационный, желание овладеть объектом, которое несовместимо с аналогичным желанием другой стороны. В отличие от 1 и 2 модели здесь уже есть сознательный конфликтный умысел, осознанная конфликтная мотивация на противоборство для овладения объектом.
На развитие конфликта влияют следующие факторы:
значимость, ценность спорного объекта для сторон;
сила оппонентов, их способность достигать своей цели, невзирая на усилия другой стороны;
специфика и характер спорного объекта, возможность его деления, удаления из конфликтного пространства и др.;
роль и помощь окружения, других лиц в урегулировании и разрешении конфликта.
Основные варианты детерминации конфликта:
1. Присвоение спорного объекта. Это то, что сулит материальные, ощутимо реальные, объективные выгоды: должность, удобный участок работы, помещение, средства связи, транспорт, оборудование и т.п., т.е. все, что ограничено, дефицитно, но важно получить как одной, так и другой стороне.
2. Избавление от мешающего объекта. Обратный в отношении предыдущего вариант, хотя суть та же. Чаще всего это нежелание двух сторон выполнять некоторую обязанность, которую, тем не менее, кто-то из них должен взять на свои плечи.
3. Соперничество за третье лицо. Это хорошо известное соперничество мужчин за женщину или двух фаворитов за благосклонность начальника и т.п.
4. Позиционное соперничество за лидерство, за правоту в споре, за определенную репутацию, статус и т.п., что приводит часто к столкновению амбиций.
При диагностике конфликта полезно учитывать следующее:
центрированность действий и высказываний конфликтующих на спорном объекте - основной признак данной модели конфликта; в открытой для окружения конфликтной ситуации, а также при этической и психологической "нормальности" возникшего спора диагностика особых затруднений не представляет;
при этической же ущербности мотивации сторон или щекотливости ситуации вокруг спорного объекта стороны обычно скрывают свои устремления и маскируют свои действия, поэтому часто требуются дополнительные усилия, чтобы докопаться до сути дела.
При урегулировании и разрешении конфликта следует:
прежде всего, нормализовать общение между сторонами в форме ведения цивилизованных переговоров, при необходимости использовать посредничество, в частности, арбитраж, например, руководителя, который, изучив вопрос, мог бы принять соответствующее решение;
уйти от позиционного спора и вести переговоры и в целом урегулирование конфликта, ориентируясь на глубинные интересы сторон;
учитывать, что основную роль в разрешении данного конфликта обычно играют стратегии раздела объекта: собственно разделение объекта между сторонами (если это возможно), установление очередности использования спорного объекта, применение компенсаций и т.д.;
настойчиво применять творческий подход, искать неординарное решение конфликтной проблемы.
Методы защиты от стресса
Стрессом можно и нужно управлять, но что делаем делает мычеловек? Испытав стресс, большинство людей бегут к холодильнику, мы начинаем, есть, хотя совершенно не голодны, поддаваясь инстинкту, который мы они сохранили с младенческих лет, когда символом спокойствия для нас них была материнская грудь.
«Забивая» стресс едой, алкоголем или т ...
Гармоничный тип личности
У детей этого типа в равной мере сформировались все личностные свойства и практически отсутствуют такие психологические факторы, как тревожность, напряженность. Такие дети не испытывают трудности в школе. Они обладают достаточно высоким уровнем сформированности интеллектуальных функций, общительны, уверенны в себе, добросовестно относят ...
Организация исследования
Исследование самооценки спортсменов состояло из шести организационных этапов:
1 этап. Определение степени изученности проблемы, ее актуальности и новизны, а также разработка программы исследования, его гипотез, цели и задач.
Основной метод исследования: изучение и анализ данных научной литературы по теме исследования в соответствии ...
Разделы