Материалы » Технология работы с различными видами конфликтов (12 моделей конфликтов) » Спорный объект ("кто сильнее", "кто кого") (модель № 3)

Спорный объект ("кто сильнее", "кто кого") (модель № 3)

Это одна из наиболее классических схем детерминации конфликта: два человека, если брать идеальный случай, нормальные люди без внутриличностных конфликтов, достаточно совместимые, начинают конфликтовать из-за чего-то третьего, соперничают за некоторый спорный объект.

Основной механизм детерминации конфликта - мотивационный, желание овладеть объектом, которое несовместимо с аналогичным желанием другой стороны. В отличие от 1 и 2 модели здесь уже есть сознательный конфликтный умысел, осознанная конфликтная мотивация на противоборство для овладения объектом.

На развитие конфликта влияют следующие факторы:

значимость, ценность спорного объекта для сторон;

сила оппонентов, их способность достигать своей цели, невзирая на усилия другой стороны;

специфика и характер спорного объекта, возможность его деления, удаления из конфликтного пространства и др.;

роль и помощь окружения, других лиц в урегулировании и разрешении конфликта.

Основные варианты детерминации конфликта:

1. Присвоение спорного объекта. Это то, что сулит материальные, ощутимо реальные, объективные выгоды: должность, удобный участок работы, помещение, средства связи, транспорт, оборудование и т.п., т.е. все, что ограничено, дефицитно, но важно получить как одной, так и другой стороне.

2. Избавление от мешающего объекта. Обратный в отношении предыдущего вариант, хотя суть та же. Чаще всего это нежелание двух сторон выполнять некоторую обязанность, которую, тем не менее, кто-то из них должен взять на свои плечи.

3. Соперничество за третье лицо. Это хорошо известное соперничество мужчин за женщину или двух фаворитов за благосклонность начальника и т.п.

4. Позиционное соперничество за лидерство, за правоту в споре, за определенную репутацию, статус и т.п., что приводит часто к столкновению амбиций.

При диагностике конфликта полезно учитывать следующее:

центрированность действий и высказываний конфликтующих на спорном объекте - основной признак данной модели конфликта; в открытой для окружения конфликтной ситуации, а также при этической и психологической "нормальности" возникшего спора диагностика особых затруднений не представляет;

при этической же ущербности мотивации сторон или щекотливости ситуации вокруг спорного объекта стороны обычно скрывают свои устремления и маскируют свои действия, поэтому часто требуются дополнительные усилия, чтобы докопаться до сути дела.

При урегулировании и разрешении конфликта следует:

прежде всего, нормализовать общение между сторонами в форме ведения цивилизованных переговоров, при необходимости использовать посредничество, в частности, арбитраж, например, руководителя, который, изучив вопрос, мог бы принять соответствующее решение;

уйти от позиционного спора и вести переговоры и в целом урегулирование конфликта, ориентируясь на глубинные интересы сторон;

учитывать, что основную роль в разрешении данного конфликта обычно играют стратегии раздела объекта: собственно разделение объекта между сторонами (если это возможно), установление очередности использования спорного объекта, применение компенсаций и т.д.;

настойчиво применять творческий подход, искать неординарное решение конфликтной проблемы.


Эмпирическая часть исследования соотношения эгоцентризма подростков и стилей воспитания. Описание методик, выборки и процедуры исследования
Для анализа взаимозависимости стилей воспитания и уровня эгоцентризма подростков мы выбрали две проективные методики, одна из которых показывает восприятие подростком семейной ситуации (ADOR[1], сокращено «Подростки о родителях») и проективный тест эгоцентрических ассоциаций (ЭАТ), выявляющий уровень эгоцентризма у подростков [7]. Осно ...

Теоретическая концепция П.Я. Гальперина
Основные положения этой концепции сводятся к следующему: 1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека. 2. По своей функции внимание ...

Специальная психология для детей страдающих задержкой речевого развития (заиканием).
[15]Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: Balbuties, Disphemie, Spasmophemie, Lalonewros. Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем р ...