Материалы » Технология работы с различными видами конфликтов (12 моделей конфликтов) » Спорный объект ("кто сильнее", "кто кого") (модель № 3)

Спорный объект ("кто сильнее", "кто кого") (модель № 3)

Это одна из наиболее классических схем детерминации конфликта: два человека, если брать идеальный случай, нормальные люди без внутриличностных конфликтов, достаточно совместимые, начинают конфликтовать из-за чего-то третьего, соперничают за некоторый спорный объект.

Основной механизм детерминации конфликта - мотивационный, желание овладеть объектом, которое несовместимо с аналогичным желанием другой стороны. В отличие от 1 и 2 модели здесь уже есть сознательный конфликтный умысел, осознанная конфликтная мотивация на противоборство для овладения объектом.

На развитие конфликта влияют следующие факторы:

значимость, ценность спорного объекта для сторон;

сила оппонентов, их способность достигать своей цели, невзирая на усилия другой стороны;

специфика и характер спорного объекта, возможность его деления, удаления из конфликтного пространства и др.;

роль и помощь окружения, других лиц в урегулировании и разрешении конфликта.

Основные варианты детерминации конфликта:

1. Присвоение спорного объекта. Это то, что сулит материальные, ощутимо реальные, объективные выгоды: должность, удобный участок работы, помещение, средства связи, транспорт, оборудование и т.п., т.е. все, что ограничено, дефицитно, но важно получить как одной, так и другой стороне.

2. Избавление от мешающего объекта. Обратный в отношении предыдущего вариант, хотя суть та же. Чаще всего это нежелание двух сторон выполнять некоторую обязанность, которую, тем не менее, кто-то из них должен взять на свои плечи.

3. Соперничество за третье лицо. Это хорошо известное соперничество мужчин за женщину или двух фаворитов за благосклонность начальника и т.п.

4. Позиционное соперничество за лидерство, за правоту в споре, за определенную репутацию, статус и т.п., что приводит часто к столкновению амбиций.

При диагностике конфликта полезно учитывать следующее:

центрированность действий и высказываний конфликтующих на спорном объекте - основной признак данной модели конфликта; в открытой для окружения конфликтной ситуации, а также при этической и психологической "нормальности" возникшего спора диагностика особых затруднений не представляет;

при этической же ущербности мотивации сторон или щекотливости ситуации вокруг спорного объекта стороны обычно скрывают свои устремления и маскируют свои действия, поэтому часто требуются дополнительные усилия, чтобы докопаться до сути дела.

При урегулировании и разрешении конфликта следует:

прежде всего, нормализовать общение между сторонами в форме ведения цивилизованных переговоров, при необходимости использовать посредничество, в частности, арбитраж, например, руководителя, который, изучив вопрос, мог бы принять соответствующее решение;

уйти от позиционного спора и вести переговоры и в целом урегулирование конфликта, ориентируясь на глубинные интересы сторон;

учитывать, что основную роль в разрешении данного конфликта обычно играют стратегии раздела объекта: собственно разделение объекта между сторонами (если это возможно), установление очередности использования спорного объекта, применение компенсаций и т.д.;

настойчиво применять творческий подход, искать неординарное решение конфликтной проблемы.


Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака
Специалисту по психосоциальной работе знакома проблема анализа факторов семейного благополучия-неблагополучия. Сложность семьи как социальной системы и психологической общности людей разного пола, возраста, социальной и профессиональной принадлежности приводит к тому, что попытки выделения полного списка таких факторов могут оказаться б ...

Формирование детской агрессивности
В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период, больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения. Проявления агрессивности являются одним из механизмов привлечения внимания ...

Основные психологические характеристики массовой коммуникации
Для массовой коммуникации характерны сугубо психологические процессы [6, С.31]: 1. Интерес, подражание, например, в соотношении условий и образа жизни коммуникантов; 2. Формирование ценностей, неявно присутствующих в масс-коммуникативных процессах, которые, функционируя на личностном уровне, формируют массовое (общественное) сознание; ...