Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Психологический анализ проблемы самооценки личости в спортивной деятельности. Проблема методологического подхода к изучению самооценки

Психологический анализ проблемы самооценки личости в спортивной деятельности. Проблема методологического подхода к изучению самооценки
Страница 1

Среди многообразия проблем, обсуждаемых в современной психологии, всё больше внимания уделяется вопросам, связанных с самосознанием личности. Это интереснейшее явление человеческой психики издавна волновало умы исследователей. История его изучения начинается с развитием психоло­гии как науки. Однако, даже задолго до этого, проблема собственного «Я» че­ловека активно обсуждалась в рамках философии. В сущности, эта проблема волновала человечество с тех самых пор, когда человек осознал себя челове­ком и у него появилось понятие и ощущение собственного «Я». Таким обра­зом, понятие самосознания личности стоит в ряду наиболее важных и давно изучаемых психических явлений, и психология добилась значительных успе­хов в его изучении. Тем не менее, существует множество проблем, связанных с исследованием самосознания и самооценки личности, как его аффективного компонента, в большинстве своём, методологического характера. Это связано, как отмечают такие виднейшие исследователи в этой области, как И.С. Кон (1978), А.Н. Леонтьев (1977) и А.Г. Спиркин (1972), S. Duval, R.A.Wicklund, (1972) с тем, что- человеческое «Я» упорно ускользает от научно-психологического анализа, не давая, тем самым, вплотную приблизиться к не­му для детального изучения.

Одним из важных аспектов самосознания личности является её самооценка. Изучением данной области психологии занимались многие исследова­тели, как отечественные, так и зарубежные. Среди них прежде всего следует отметить работы Р. Бернса (1986), И.С. Кона (1978, 1981, 1983), А.И. Липкиной (1968, 1975, 1976), Г.В. Лозовой (2000, 2001, 2002, 2003). А.А. Налчаджян (1988), СМ. Петровой (1995), К. Роджерса (1959), Т. Шибутани (1969).

В литературе часто можно встретить мнение, что самооценка является своеобразным центром или «ядром» самосознания а так же личности в целом (Реан А.А., 1999). Она охватывает все стороны жизнедеятельности человека на всех этапах формирования и развития личности. Традиционно считается, что самооценка представляет собой оценивание человеком себя, своих биологиче­ских, психологических и социальных характеристик (Сарджвеладзе Н.И., 1989). Несомненной считается огромная роль самооценки в регуляции поведе­ния и обеспечении наилучшей адаптации человека к жизни.

Однако на сегодняшний день в психологической науке существует ряд весьма важных теоретических и практических проблем, остающихся нерешён­ными. Во-первых, в глаза бросается огромная «распылённость» изучаемой проблемы. Существует большое разнообразие экспериментальных данных, но они с трудом поддаются какой-либо систематизации, поскольку многие из них противоречат друг другу. Это в ряде случаев может быть связано с некачест­венным проведением исследования (несовершенство диагностических проце­дур, некорректный подбор испытуемых, неадекватная обработка данных). Весьма распространенной является ситуация, когда исследование проводилось в очень узкой и специфичной среде (школьники определённого возраста; ра­ботники в какой-либо профессии или организации). Во-вторых, на сегодня до­вольно мало методик, измеряющих самооценку личности. При этом ряд мето­дик, предназначенных для изучения самооценки, на самом деле диагностиру­ют другие психические явления. Например, методика диагностики само­оценки А.С. Будасси (1971), в которой на самом деле исследуется личност­ная идентичность (Лозовая Г.В., 2003). В ряде методик, таких, как «Мето­дика самооценки тревожности, ригидности и экстравертности Д. Моудсли» или «Методика самооценки эмпатических способностей», изучается вовсе не самооценка, а перечисленные свойства личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Предрасположенность к творчеству
Творчество – деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей. Творческое воображение – вид воображения, направленное на создание новых общественно значимых образов, составляющих основу творчества. Рассматривая процесс художественного творчества, психология не может обойти свои ...

Вступление
Принято считать, что математика - это царица наук, и любая наука становится по-настоящему наукой, только когда она начинает использовать математику. Однако многие психологи в глубине души уверены, что царица наук - отнюдь не математика, а психология. Может быть, это скорее два независимых царства, существующих как параллельные миры? Ма ...

Распределение внимания
Распределение внимания - это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, жизнь постоянно требует этого. Например, студент на лекции распределяет одновременно внимание между тем, что записыв ...